Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Справочники   /  глоссарий
версия для печати
А | Б | В | Г | Д | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э
с толкованием | без толкования

Табернакль

 (от лат. tabernaculum – шатер)
1) В католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, богато украшенное резьбой, скульптурными изображениями. 2) В готических храмах башнеобразная открытая пристройка (или архитектурно оформленная ниша) для размещения статуй.

Тамбур

 (араб.; франц. tambour, букв. - барабан)
небольшая пристройка к зданиям и сооружениям перед наружными дверями или проходное пространство за ними, служащее для защиты от холодного воздуха и ветра.

Театр

 (от греч. théatron – место для зрелищ, зрелище)
тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и состояли из орхестры (круглая площадка, сцена), театрона (места для зрителей) и скены (пристройки для переодевания и хранения реквизита). Театры сооружались амфитеатром на склоне холма (орхестра и скена располагались у подножия). До IV в. до н. э. театрон и скена были деревянными, позже – каменными. В IV–III вв. до н. э. основной игровой площадкой стала плоская кровля (логейон) портика-проскения скены, а на орхестре находился хор. Для связи с орхестрой устраивались лестницы и пандусы. Скена была приспособлена для установки декораций (пинак) и сценических механизмов. Греческие театры вмещали всех свободных граждан города. Наряду с открытыми театрами строились крытые (одеон). Тип открытого греческого театра получил развитие в Древнем Риме. В таких театрах через центр полукруглой орхестры, на которой размещались места для привилегированных зрителей, проходила передняя граница невысокой площадки – просцениума. Для остальных зрителей ряды мест (кавеа) возводились амфитеатром, опиравшимся на сводчатые конструкции. Амфитеатр полукружием охватывал орхестру, примыкал к боковым выступам сцены, образуя единый замкнутый объем. Верхний ярус кавеа завершался крытой колоннадой, стены сцены украшались нишами, статуями и др. Первое крытое здание театра было построено римлянами в Помпеях (III–I вв. до н. э.). Сложившаяся в античный период структура театрального здания оказала большое влияние на его последующее развитие. В эпоху средневековья театральные здания не строились. Представления литургической драмы устраивались в храмах, позже на папертях, в XIV–XVI вв. (как и постановки моралите в XV–XVI вв.) – на площадях и улицах городов на временных подмостках или повозках. В эпоху Возрождения строительство театров возобновилось сначала в Италии, затем в других странах. Возводились закрытые сооружения с глубоким сценическим пространством. В XVI в. была создана «перспективная сцена», состоящая из невысокого игрового помоста по всей ширине зала, фоновой части для сменных щитов и задника с постоянными перспективными изображениями улиц и площадей. Пол был наклонным. Зрители располагались в орхестре и амфитеатре. В XVII в. впервые появилась сцена с порталом, щитовыми кулисами и сменными задниками. С развитием оперы в первой половине XVII в. для получения лучшей акустики и видимости начали сооружать театры с ярусными галереями (вначале непрерывными, позже разделенными перегородками на ложи). Усовершенствовалось техническое оснащение сцены, вводились дополнительные помещения для зрителей (фойе, вестибюль). Наиболее яркий образец итальянского театра – театр «Ла Скала» в Милане (1778 г., арх. Дж. Пьермарини). В конце XVI в. в Англии возник тип театрального здания, в котором сочетались элементы античного (орхестра, ярусы для зрителей) и средневекового (подмостки) театра (театр «Глобус» в Лондоне, 1599 г.). Существовали также небольшие частные крытые театры с четырехугольными залами и сидячими местами в орхестре. "Во второй половине XVIII в. начал складываться так называемый французский тип театра – с круглым залом, который на три четверти периметра обступают открытые, не разделенные на ложи ярусы, опирающиеся на колонны большого ордера; в партере устанавливались кресла для привилегированных зрителей." В XVIII–XIX вв. в Европе и Америке использовался преимущественно итальянский тип театра, в России строились театры как итальянского типа (Большой театр в Москве, Александринский театр в Петербурге), так и французского (усадебный театр в Останкине). В последней четверти XIX в., в связи с дифференциацией театральных жанров на драматические и музыкальные и потребностью в более демократической структуре театрального здания, образовался новый тип театра – с секторальным залом (амфитеатр без партера и ярусов). В первые десятилетия XX в. появились театральные здания без глубинной сцены-коробки, с открытой сценической площадкой, а также театры с амфитеатровым и аудиторным залами, в которых амфитеатр или партер дополнены одним или несколькими нависающими над ними балконами.

Терем

 (от греч. téremnon – кров, жилище)
в древнерусской архитектуре верхний жилой ярус хором больших жилых домов, сооружавшийся над сенями, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете.

Термы

 (лат. thermae, от греч. thérmë – тепло, жар)
в Древнем Риме общественные бани, являющиеся также спортивными сооружениями. Как тип зданий сложились ко второй половине II в. до н. э. Кроме горячей (кальдарий), теплой (тепидарий) и холодной (фригидарий) бань, включали вестибюль, раздевальни, парильни, залы для занятий спортом, собраний и другие помещения, симметрично располагавшиеся по сторонам главного зала. Огромные внутренние объемы перекрывались мощными цилиндрическими и крестовыми сводами и куполами и пышно украшались мозаиками, росписями, скульптурой и т. д. Термы отапливались горячим воздухом по каналам, проложенным под полами, в стенах; часто использовались термальные воды.

Терраса

 (франц. terrasse, от лат. terra – земля)
открытая с трех сторон (с XIX в. чаще застекленная) летняя неотапливаемая пристройка к зданию, сообщающаяся с ним дверью и перекрытая крышей на столбах. Террасами называют также части террасных сооружений, уступами спускающихся по склону.

Тетраконх

 (от греч. tetra – часть слов, обозначающая «четыре», и konch – раковина)
в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с четырехлепестковым планом: к квадратному внутреннему подкупольному помещению примыкают четыре полуциркульные в плане апсиды. Был особенно распространен на территории Армении и Грузии.

Тимпан

 (греч. tympanon)
треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Толос, фолос

 (греч. thólos)
в древнегреческой архитектуре круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал).

Торговые ряды

протяженная постройка с аркадами или колонными галереями для торговли. В Западной Европе строились с XIII–XV вв., в России – в XVII–XIX вв. Часто определяли проектное решение центра города.

Страница:
1
2
3
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100