Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Справочники   /  глоссарий
версия для печати
А | Б | В | Г | Д | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э
с толкованием | без толкования

Коттедж

 (англ. сottage, первоначально – крестьянский дом)
сельский или городской одноквартирный индивидуальный жилой дом, при котором имеется небольшой участок земли. Преимущественно бывают двухэтажными с внутренней лестницей: на первом этаже – общая комната, кухня, хозяйственные помещения, на втором – спальни. Коттедж возник в Англии в конце XVI – начале XVII в. и стал традиционным типом английского жилища. Сегодня коттеджи широко распространены и в других странах.

Крабб

 (нем. Krabbe)
декоративная деталь в виде стилизованных листьев или цветов на щипцах, вимпергах и других элементах архитектурного декора готики.

Красная линия

в градостроительстве условная граница, отделяющая территорию улиц, проездов, магистралей и площадей от территорий, предназначенных под застройку. Застройка может осуществляться как по красной линии, так и с отступом от нее.

Кремль, город, детинец

центральная укрепленная часть русского средневекового города. Впервые упоминается в летописи 1331 г. («кремник»). Кремли располагались на высоких местах, обычно у берега реки или озера, окружались глубокими рвами и стенами. В кремле находились соборы, дворец князя, дворы бояр и церковной знати.

Крепость

оборонительные сооружения, защищающие город, населенный пункт или определенную территорию. Наиболее ранние крепости – деревоземляные заграждения. В Древнем Риме сложились типы военных поселений – лагерей, которые впоследствии стали основой для многих европейских городов. Разнообразные виды крепостей появились в Средние века, когда они служили целям обороны замков, городов, монастырей (земляные валы, рвы, крепостные стены с дозорными и боевыми башнями, машикулями, подъемными мостами, нередко с предвратными укреплениями – барбаканами) или защищали от вражеских нашествий обширные территории. Укрепления русских городов получили название кремлей. В пограничной полосе Русского государства в XV–XVII вв. возводились крепостные сооружения из дерева, так называемые остроги. С появлением огнестрельного оружия и артиллерии возникают крепости нового типа (бастионы, форты).

Крестово-купольный храм

тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В классическом варианте постройки купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, еще ниже – угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальный объем. Структура постройки обозрима изнутри и наглядно отражена во внешнем облике сооружения. В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная конструкции здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение в России, на Балканах, Кавказе и в других странах.

Крестоцвет, флерон

декоративная деталь, завершающая башни, вимперги, пинакли в архитектуре готики. Имеет вид стилизованного цветка с крестообразными горизонтальными ответвлениями. Мотив крестоцвета применяется также в декоративно-прикладном искусстве.

Крещальня

см. Баптистерий.

Крипта

 (лат. crypta, от греч. krypté – крытый ход, сокровенное место)
в Древнем Риме – сводчатое подземное помещение; в западноевропейской средневековой архитектуре – часовня под алтарной частью храма для почетных погребений.

Купол

 (итал. cupola, от лат. cupula, уменьшительное от cupa – бочка)
вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере; образуется различными кривыми, выпуклыми наружу. В куполе обычно возникают горизонтальные усилия (распор), которые передаются на поддерживающую его конструкцию или воспринимаются нижним (опорным) кольцом самого купола. Каменные (кирпичные) купола могут опираться на цилиндрический постамент (барабан). Если куполом завершается прямоугольная в плане ячейка здания, переход от нее к круглому (или эллиптическому) основанию купола решается с помощью специальных сводов – парусов или тромпов. Купольные перекрытия впервые появились в архитектуре Древнего Рима (термы, базилики), для которой характерны полусферические купола с кессонированной (см. Кессоны) внутренней поверхностью. В Средние века разнообразные по конструкции купола использовались главным образом в храмовом зодчестве. С осознанием роли купола в облике постройки изменяются и его наружные контуры относительно внутренних; позже купола приобретают внешние оболочки (отличные по очертаниям от собственно купола), обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (ранний пример – собор Сан-Марко в Венеции, IX–XI вв.). Купола с покрытиями, опирающиеся на постаменты – барабаны, получили широкое распространение в русской средневековой архитектуре (см. Глава), а также в зодчестве Средней Азии. В эпоху Возрождения такие купола венчали храмы Западной Европы, подчас становясь доминантой городской застройки. Кроме того, для архитектуры Возрождения характерны зонтичные и римские кессонированные купола. Постройки Андреа Палладио (XVI в.) послужили примером, следуя которому архитекторы вновь стали использовать купола при строительстве светских зданий; эта тенденция получила развитие в XVIII в. Со второй половины XIX в. возводятся купола с металлическим каркасом и остеклением, из дерева и железобетона. В XX в. с появлением монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций структуры и формы куполов приобрели огромное многообразие: ребристые, ребристо-кольцевые, сетчатые, с волнистой внутренней поверхностью, «геодезические» (образованные из стандартных многоугольных элементов), сборные и т. д. Возникают новые типы куполов: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др.

Страница:
1
2
3
4
5
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100