Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Справочники   /  глоссарий
версия для печати
А | Б | В | Г | Д | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э
с толкованием | без толкования

Обломы, мулюры

архитектурные элементы, различающиеся по профилю (поперечному сечению) на прямолинейные (полка) и криволинейные (вал, гусек, каблучок и др.). Располагаются по горизонтали (цоколи, карнизы, межэтажные пояса, тяги, базы колонн), иногда по наклонной (карнизы фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы, широко распространенные в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания. Впервые были использованы в Древней Греции, заимствованы зодчеством Древнего Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой последующих эпох. В современной практике, применительно к металлическим, бетонным и деревянным элементам конструкций, употребляется термин «профили» (переплеты остекления, обрамления и тяги на навесных стеновых панелях).

Обмеры

точные измерения всех элементов архитектурного сооружения или комплекса с последующей фиксацией параметров на чертеже. Обмеры – один из основных источников для реставрации или воссоздания произведений архитектуры; важный материал для анализа закономерностей построения архитектурной формы.

Овы, ионики

 (от лат. ovum – яйцо)
орнаментальный мотив в виде яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиками, на капителях и карнизах ионического и коринфского архитектурных ордеров.

Органическая архитектура

направление в архитектуре XX в. (особенно распространенное в 30–50-х гг. в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов. Принципы органической архитектуры, впервые сформулированные в 1890-х гг. американцем Л. Салливеном, были развиты его учеником Ф. Л. Райтом. Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, выдвинутая в противоположность подчеркнутому выделению ряда его частей в классической архитектуре; впервые реализована им в так называемых домах прерий (дом Роби в Чикаго, 1909 г.). Полемизируя с присущим функционализму техницизмом, противопоставляя ему стремление к учету индивидуальных потребностей и психологии людей, органическая архитектура в середине 30-х гг. становится одним из ведущих направлений современной архитектуры. Под воздействием ее идей сложились региональные архитектурные школы в Скандинавских странах; в США принципы органической архитектуры использовала так называемая калифорнийская школа во главе с Р. Нёйтрой. Во второй половине 40-х гг. теория органической архитектуры была подхвачена в Италии архитектором Б. Дзеви. После смерти Райта, в 60-х гг., органическая архитектура окончательно растворилась среди других направлений. Некоторые выработанные ею общие приемы формообразования продолжают широко использоваться в архитектуре и дизайне.

Ордера архитектурные

 (от лат. ordo – порядок)
система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей). Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом. Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закрепленная традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей, – дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный). Прототипом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием по балкам и двухскатной крышей, крытой соломенной, камышовой (позднее черепичной) кровлей, прототипом ионического ордера – строения с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Оба они встречаются уже в VI–V вв. до н. э. С IV в. до н. э. известен коринфский ордер. Членение ордеров на несущие и несомые части, связанные разнообразными видами обломов, сделало ордерную систему к середине V в. до н. э. гибким художественным приемом греческой классической архитектуры. Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия, который в основу измерения пропорциональных соотношений отдельных частей ордера кладет модуль – половину диаметра ствола колонны у ее основания. Возможности различного (иногда даже условного) применения ордера для характеристики других архитектонических систем (например, стены) во многом обуславливают индивидуальность древнегреческих построек в эпоху классики, а также широкое использование ордеров в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма. В Древнем Риме возникли тосканский и композитный (коринфские капители с ионическими волютами) ордера. Там же получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (известны еще в Древней Греции). Применялись также ордера или их отдельные элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады эпохи Возрождения). Ордер вызывает большой интерес архитекторов и теоретиков эпохи Возрождения (впервые в Италии в XV в. у Брунеллески). Тщательно изучается Витрувий, появляются архитектурные трактаты Альберти, Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции и др. Сравнительно свободное использование ордеров в XV в. сменяется более строгим их применением в XVI в.

Охлупень

бревно с желобом, венчающее крышу в деревянной архитектуре. Концы охлупня нередко получают скульптурное завершение (конек). Иногда охлупни применялись в каменном зодчестве (например, в средневековой культовой архитектуре Пскова).

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100