Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  N6 (128) 2008  /  декорации  /  




































Русский стиль в русском кино

версия для печати
Журнал: N6 (128) 2008 / декорации

Наше кино все чаще обращается к теме русской истории, старается воссоздать атмосферу прошлых эпох, любуется деталями. Присмотримся: и в интерьерном дизайне происходит нечто подобное

В интерьерном дизайне в моде русский стиль, будь то стиль зажиточного купечества или стиль обеспеченной интеллигенции. Дома из бревна и бруса, широкие деревянные половицы, белые кружевные скатерти, резная мебель - так мы представляем себе дачную жизнь дворянства. Высокие потолки, изразцовые печи, зеленые или синие обои с английским рисунком, мебель позднего ампира и наборный паркет - и это тоже приметы типичного дворянского гнезда.

Нет, кажется, ни одной сферы жизни, на которую бы не повлияло кино. И на частную архитектуру тоже. Никто не отменял Палладио и прочие фундаментальные ценности, но мы сейчас не о них. Частная русская архитектура вдохновляется в том числе и русским кино. А оно, в свою очередь, нашей историей, бытом и вообще жизнью людей в XIX, XX веках.

Знакомый архитектор рассказал о недавнем случае из своей практики. Его заказчица попросила сделать квартиру в стиле дворянской усадьбы. Когда все было готово, она увидела одну из комнат и поняла, что помещение гораздо меньше, чем она себе представляла. "Хотите, мы его увеличим?" - предложил архитектор. "Да, - ответила хозяйка, - я куплю соседнюю квартиру, и мы сломаем стену". Тут архитектор возразил: "Нет, я не о том. Давайте мы сделаем на стене роспись, пейзаж". И сделали очень хорошую, качественную роспись. Архитектор лично наблюдал за процессом. Ну что же - в комнате появилась потрясающая перспектива, хозяйка была очень довольна. И к тому же это был тот самый "последний штрих", благодаря которому стиль дворянской усадьбы приобрел законченность и... душу. Архитектор удивился, сколь быстро согласилась хозяйка. А оказывается, она недавно смотрела очень хорошее отечественное кино и видела там нечто подобное. И это не частный случай.

Архитекторы, дизайнеры и декораторы рассказывают (просмотрите наш журнал за последний год), что заказчики часто просят сделать анфиладу, поставить мебель в дворцовом стиле, сделать наборный паркет, как в Гатчине и Павловске. Кто-то приобретает антикварные кресла, точно такие, как в Эрмитаже, и - кто это может себе позволить - оформляет дом живописью известных русских художников. Кто-то ставит в доме голландскую печь с майоликой и шкафы-поставцы, ну точь-в-точь как при Петре I. Ну конечно, было бы наивно рассуждать о том, что люди со вкусом, много поездившие по миру, все это "видели в кино". Нет, конечно. Еще с детства помнятся царские дворцы и дома-музеи, и вот это ощущение, которое всем знакомо, эту атмосферу современное русское кино особым образом сгущает и преподает.

А еще мы любим совсем недавнюю свою историю, 50-60-е годы ХХ века. Люди постарше - потому что родились или были молодыми в это время, люди помоложе - потому что именно отсюда уходит в глубь века история их семьи. Интерес к собственным корням - этого у нас сегодняшних не отнять. И у кинематографа к этому времени, к этой нашей недавней истории огромный интерес. Вспомнить хотя бы "Московскую сагу", "Долгое прощание" - эти фильмы как раз про 50-е. Как там живо показываются вообще быт и в частности интерьеры тех лет! Изображаются так, как принято говорить, жизненно, что во всем этом очень хочется жить. Хочется, поэтому и в интерьерном дизайне на эту тему сегодня тоже столько всего! Тяжелая, солидная мебель, витражи, "как в московском метро", непременный рояль в гостиной и восточный ковер (нестрашно, если на стене, это же в духе прежних лет)... Есть корни - будут и листья.

Карен Шахназаров, режиссер, продюсер:
Стиль, я бы сказал, понятие еле уловимое. Он, конечно, есть, стиль присутствует, но это понятие настолько тонкое, что точно сформулировать, в чем он выражается, тяжело, так же как и вкус. Например, у человека есть вкус, есть чувство стиля, но часто это неуловимо. В чем русский стиль русского кино? Это стремление к образности. В этом, я считаю, принципиальное отличие русского кино, от, скажем, американского. Американцы прежде всего рассказывают историю, и они очень хорошо это делают. А русские - относительно слабо… Понятно, что Пушкин гениально рассказывал истории. Но в целом это не самое сильное место в нашем искусстве. А образность - это наша сильная сторона. Неслучайно именно в России возникло кино Довженко, Эйзенштейна, Тарковского… Вообще, кинематограф как искусство - не просто как способ рассказать, пересказать историю - зародился у нас. У наших кинематографистов очевидно стремление к образности, к созданию художественного образа. Что такое образ? Это то, что говорит человеку нечто бoльшее, чем просто буквальное изображение предмета. Мне кажется, это то, что можно назвать русским стилем в кино, хотя это присутствует вообще в русской культуре, - стремление к образности, к поэтическому образу. То есть это вообще, если хотите, национальное свойство, которое отображается в разных видах искусства - в прозе, в поэзии, в живописи. Нельзя сказать, что образности нет в других кинематографиях, но для русской кинематографии это стало именно стилем.

Сергей Соловьев, режиссер, продюсер:
Как известно, в дореволюционной России успешно развивался капитализм, а вместе с молодым русским капитализмом развивалось и великое русское искусство, которое проникало во все сферы жизни. Серебряный век был богат и разнообразен. Именно он дал России потрясающую живопись - "Бубнового валета", "Золотое руно", "Мир искусства", - удивительные архитектуру и прикладное искусство. Искусством, архитектурой в ту пору занимались лучшие художники и архитекторы. Все это образовывало великолепный, нарядный, высокохудожественный мир русской жизни. Поэтому я всегда счастлив, когда работаю над картиной, в которой можно возродить удивительно прекрасный мир подлинного русского стиля того времени, которое предшествовало страшным, разрушительным дням Октября.

Александр Роднянский, продюсер:
Кино в широком смысле - и полнометражные художественные фильмы, и костюмные сериалы (а они требуют не меньшей, а подчас и большей тщательности в создании предметной среды определенной эпохи) - это скорее слепок не реально существовавшего мира, а придуманного. Мира, сложившегося скорее в сознании создателей фильма. Как и многих зрителей, заложников образов классической литературы, произведений изобразительного искусства и того материального мира, которые сформировали у нас не конкретное представление, но чувство, эмоциональный образ определенной исторической эпохи.

Например, в "Бедной Насте" важную роль играла атмосфера русской дворянской усадьбы первой половины XIX века - периода царствования Николая I. И мы сконструировали собирательный образ, а не точно воспроизвели жизнь и быт того времени. Руководствовались не исторической правдой, а собственными эмоциональными впечатлениями. Говоря по чести, в сериале можно найти массу неточностей и в мебели, и в интерьерах, множество элементов, которые относятся к более позднему периоду. Но, несмотря на это, нам, надеюсь, удалось главное - воссоздать дух и атмосферу, которые более или менее исторически достоверны и соответствуют зрительским представлениям о Николаевской эпохе. То же самое и с костюмами, о которых нам известно очень много: они были подробно описаны и изображены. Но мы намеренно отказались от детальной реконструкции и создали особый, по-моему, привлекательный стиль на противоходе с современностью. Таким образом, мы намеренно "приукрасили" исторический период, стараясь произвести более сильное впечатление и быть понятными современным зрителям. Все - материальные фактуры, пространственные решения, бытовые детали (как люди одеты, как они говорят, ходят, сидят) - должно было стать понятным сегодняшней аудитории. Огромное значение приобрели мелочи - очки, пенсне, письменные принадлежности и прочее. Эти детали всегда сразу превращаются в главные свидетельства времени. Или главных свидетелей времени.

Валерий Тодоровский, режиссер, продюсер:
Я думаю, что в каждом кино, в каждой стране неизбежно существуют свои мифы, свои представления о жизни, об укладе, о быте, о национальном характере и так далее. Если ты снимаешь не какую-то абстракцию, а некий фильм, так или иначе связанный с жизнью, ты невольно касаешься этих мифов. Я сейчас снимал кино (рабочее название "Стиляги". - П.П.), которое целиком построено на мифах, имеющих самое прямое отношение именно к России, к ее истории, к способу жить, к взаимоотношениям людей, к русскому счастью, несчастью, свободе, несвободе. В частности, коммуналка - понятие, по-моему, исключительно наше. Понятие, которое не просто связано с тем, что люди в большом количестве живут в одной квартире, а подразумевает систему отношений, когда огромное количество чужих людей дружит, отмечает одни праздники, дни рождения - все вместе. Одновременно ругаются, выясняют отношения, тяготятся друг другом, но в каком-то смысле друг без друга не могут. Мне кажется, что это абсолютно наша история, наш миф и наш способ жить. Сейчас уже многие этого не знают и не понимают, но от этого никуда не деться, потому что так или иначе мы все там, мы все дети, внуки, правнуки этих коммуналок - за редким исключением. Если об этом думать сознательно, специально, ничего не выйдет. Но если ты хочешь рассказать какую-то свою историю, то невольно в таком кино будет ощутим вот этот русский стиль, несмотря на то, что в нашем кино сейчас всячески эксплуатируются некие западные жанровые клише. Тем не менее, я считаю, русский стиль все равно пробьется наружу.

Андрей Сигле, продюсер, музыкант:
Выросли мы в советское время, поэтому для меня русское - это советское. Что касается советского периода, тут есть и некоторая ностальгия, тоска по прошлому, потому что нашу юность мы всегда несколько романтизируем. Вот здесь, по-моему, корни нашего интереса к прошлому. Но, с другой стороны, сейчас ощутим интерес и к культуре ХIХ и начала ХХ века. То есть к тому, что было задолго до нашего рождения.

Я живу в Санкт-Петербурге, а это все-таки город классицизма (и барокко, и модерна, но по большому счету классицизма). Это и является особо притягательным для меня. Получается, Петербург - город без времени. Отсюда возникает ощущение стабильности, и потому здесь очень комфортно существовать. Вот, я думаю, еще и поэтому есть сегодня интерес к историзму в интерьере - с ним комфортно.

На мой взгляд, тут важно избегать перегибов. Например, если вы и живете в городе, где находится Эрмитаж, не обязательно целиком копировать его в своем доме. Пусть будет анфилада, но в таких помещениях, как холл, гостиная, столовая. Когда спальни расположены анфиладой, согласитесь, это неуютно. И мебель не обязательно должна представлять собой сплошь копии музейных образцов. В интерьере моего собственного дома есть старинные предметы мебели, но это не антиквариат запредельной стоимости, а просто памятные вещи. Это, к примеру, комод, доставшийся от бабушки, и папин диван. Диван старый, потертый, но я просто не могу его выбросить.

Отдельная тема - вещи со съемок. Я, как продюсер, могу взять любую вещь. И этим пользуюсь (улыбается). Например, у меня дома стоит трон императора Хирохито со съемок фильма "Солнце" Александра Сокурова. Это точная копия настоящего императорского трона. Есть у меня настоящий шаманский бубен, есть топор Раскольникова со съемок фильма "Преступление и наказание". Эти вещи напоминают мне об удачных кинопроектах и придают интерьеру моего дома нечто особенное.



ДРУГИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ



















Текст: Оксана Кашенко, Юлия Сахарова  Интервью подготовил: Павел Портнов 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100