Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  N2 (36) 2000  /  интерьер  /  


Архитектор:
Дмитрий Федоров
Художник:
Илона Гансовская
Аксессуары:
"Новый Акрополь"
Декорации:"Арт Нуво"
Свет: "Частная коллекция"

Общая площадь 150 м2




















Эпоха великих открытий

версия для печати
Загадочные письмена на старых стенах

Журнал: N2 (36) 2000 / интерьер

Памяти заслуженного архитектора России Евгения Павловича Федорова посвящается.
Архитектор Дмитрий Федоров принципиально не делает чертежей. Он обходится лишь неким туманным предощущением, родившимся в результате общения с заказчиками, и планом, на который нанесены стены. Но что именно будет на этих стенах, в первое время неизвестно. Интерьер рождается в процессе "архитекторского надзора", продумывается прямо по ходу строительства

Дмитрий формулирует свой метод так: "По-настоящему ощущать рабочее пространство начинаешь только после того, как непосредственно в него попадаешь. Соединение этого ощущения и предощущения и материализуется в то или иное интерьерное решение. А еще я очень приветствую КАК БЫ случайно возникшие идеи и вещи".
Архитектурно-планировочное решение, как деревце из семени, начало развиваться из полукружья эркера, выходящего на оживленную улицу. Этот эркер задал всю идею нового плана. Полукружье фасада продолжилось внутри и образовало в гостиной стилизованную ротонду. А затем, "скользнув" вглубь интерьера по коридору, форма повторилась еще - в ротонде малой рекреации. Коридор и ротонды с обеих сторон составляют композиционный стержень, вокруг которого выстраивается вся остальная планировка. В гостиной идея ротонды поддержана старинной печкой и колоннами. Колонны декоративные. Их полые тела состоят из асбестоцементных труб, а капители - из полиэтиленовых колец. Сверху ротонда "накрыта" кругами фальшпотолков (как бы купол). "Взбегающие" потолки дали архитектору повод повесить под ними золотые "блинчатые" светильники, словно "сбегающие" вниз. Таким вот образом высветились основные центры интерьера.

Коридор расширяется от малой рекреации (за которой расположена интимная часть квартиры) в сторону гостиной. Потолок в коридоре намеренно занижен.
Чтобы мы, образно говоря, сначала разом выдохнули, а потом - при входе в какую-нибудь комнату - ка-ак вдохнули! Кроме того, потолок дважды ступенчато приподнимается. Каждая ступенька акцентирована покраской (серо-голубой) и наклонными "тенями", нарисованными на стенах. В результате пространство коридора начинает незримо двигаться, как речной поток, сбегающий с предгорий на равнину. А перед тем, как впасть в обширное "море" гостиной, это пространство делает прыжок со ступенечки и меняет глину на дерево, а плитку на паркет. По словам архитектора, коридор дает интересный психологический эффект: когда незнакомый человек входит в квартиру, он сразу понимает: общественная часть дома - справа.
А налево лучше не ходить - там интимная, приватная зона. "Думаю, - продолжает свою мысль архитектор, - хозяевам интересно передвигаться по пространству, которое то растет в объеме, то уменьшается, будто дыша с ними в унисон".

Заказчики, Азамат и Маша, хотели иметь в своем доме впечатление простора и естественности. Еще им хотелось, чтобы интерьер смотрелся современно и оригинально, и чтобы архитектор использовал в нем стеклоблоки и колонны. На этом стилевые пожелания - в целом - исчерпывались. В остальном Азамат и Маша доверяли вкусу Дмитрия и Илоны. Пара слов об образе жизни заказчиков:

... Гостеприимны. Гости, если остаются, ночуют в пустующей пока детской. Впоследствии они будут дислоцироваться в кабинете, на диван-кровати. По поводу новой планировки Дмитрий Федоров выразился так: "Я изначально заложил в квартиру все, что требуется современным людям: два санузла - один гостевой, другой - хозяйский. Вход в хозяйский санузел расположен со стороны спальни. Отдельная комнатка - бойлерно-постирочная. Детская. Кабинет - небольшой, но солидный.
Спальня, гардеробная, обширное пространство для общения, включающее зону гостиной и кухни. Что еще требуется для нормальной жизни?"

"... Возрадуемся приросту земных благ, в пользовании которыми должен принять участие и весь христианский мир. Будь здоров!"

Дом, где живут Азамат и Маша, 1912 года постройки. От старой печной системы отопления остался дымоход. Несущие стены - внешние. Поэтому в квартире можно было сломать все внутренние перегородки. Перекрытия же были деревянными. Нетрадиционным способом (прыгая всей своей массой с табуретки, и потом прислушиваясь) архитектор определил, что перекрытия там, где стоят телевизор и стол - абсолютно сухие. А потом пришли специалисты и подтвердили диагноз. Все же остальные перекрытия в квартире пришлось менять. Был проведен целый комплекс инженерных работ, которые затянулись на целый год. Илона про этот период написала так: "Фотография в начале лета: Архитектор все измерил, все сломал и сидит на обломках с запыленным котенком на плече. Сейчас - зима, мы все дружим, кот - большой."
Старую же печку архитектор ни за что не захотел сносить. Наоборот, он всячески старался подчеркнуть приметы почтенного возраста дома. Ради этого в гостиной была обнажена старинная кирпичная кладка. Ее только покрасили белой эмульсионной краской - за-ради пространственной свободы. Темно-красной же кирпичную кладку сделали лишь на одной стене, чтобы не возникало сильного контраста с черным кубом домашнего кинотеатра.

История проекта не так долга, как история дома, но так же терниста и поучительна. Потому что первые разговоры об интерьере состоялись, когда все было хорошо - до кризиса. А потом наступило 17 августа, и все поняли, что ремонт в ТЕ сроки и на ТЕ деньги не потянет никто. Поэтому перекрытия и менялись так долго. Поэтому архитектор с гордостью и рассказывает об "экономичности" проекта. Правда, многие поучительные моменты остались за кадром. Например, разные беспокойные истории со строителями. Но строители преподносили и приятные сюрпризы. Взять, к примеру, звездчатую россыпь потолочных светильников над зоной прихожей.
Вот что архитектор рассказал по этому поводу: "У меня оставалось пять светильников. Думаю - куда бы их напоследок вставить-то?.. О, идея! Вставлю-ка в прихожую. Докупил еще шесть светильников и вручил все одиннадцать строителю, когда тот был жутко похмелен - на, ставь, Петрович! И Петрович поставил - как смог! А тут недавно я присмотрелся к этой загадочной похмельной конфигурации и явственно увидел в ней профиль Большой и Малой Медведицы. Сам бы не додумался до этого никогда."

"... Несмотря на это, достигнутые мной успехи очень важны и неслыханны; они были бы еще более значительны, если бы я получил на помощь корабли в достаточном количестве и хорошаго качества. Тем не менее, на мою долю чудесным образом выпала милость, далеко превосходящая мои заслуги; этим я обязан своей непоколебимой христианской вере и благочестивому и богобоязненному образу мыслей..."

Спрашиваю архитектора:

- В журнале мне говорили, что ты в этой квартире всерьез использовал фэн-шуй! Сие правда или сенсация?
Мгновенная реакция:

- Эта тема возникла еще в первых обсуждениях. Завела об этом речь начитанная жена заказчика. А я ответил им, что ВСЕГДА это учитываю, что чистой воды правда: фэн-шуем я интересовался давно, даже когда здесь еще слова такого не знали. Вообще я считаю, что в домашних интерьерах ощущение комфорта, уюта и БЕЗОПАСНОСТИ - это главное. Мы вот выбрали для своих полов толстую плохо обожженную глиняную плитку. Потому что обожженная глина (несмотря на то, что полы с подогревом), когда на нее встаешь голой пяткой, через пять минут начинает тебя подогревать за счет собственного тепла. А все просто: глина обладает памятью тепла. И из плитки такой толщины (10 см) память вытереть очень трудно. С этими полами тоже вышло забавное и КАК БЫ случайное стечение обстоятельств. У моих знакомых на складе эти полы, что называется, завалялись - никто их не брал. Поэтому их продавали за полный бесценок. Так мы скупили все и дозаказали еще метров 5. А теперь я совершенно влюбился в этот материал и на других объектах хочу применять...
В фэн-шуе, Василий, как это ни парадоксально звучит, напрочь отсутствует догматизм. Да, китайцы выработали очень жесткие рекомендации по улучшению энергетики жилища. Но если мы их не соблюдаем в силу каких-то объективных условий, то образующийся энергетический дисбаланс можно компенсировать специальными биоэнергетическими "приборами" - зеркалами, хрустальными шариками и бамбуковыми дудочками, которые, как это ни странно звучит, работают - сам проверял! И вот пошли мы с Машей и честно накупили всяких биоэнергетических "приборов". И стал я действовать, сообразуясь с общей интерьерной ситуацией и, где нужно, вносить коррективы. Вот например, кровать в спальне стоит у нас не так, как предписано. А предписано не располагать кровать изголовьем к входной двери. К тому же угловая комната сама по себе обладает нехорошим ци. Но иначе кровать здесь было не поставить! Поэтому в гардеробном отделении, которое расположено за ее спинкой, висит хрустальный шарик.
Далее. Нам пришлось расположить "очаг", то есть кухонную плиту, спиной к входу. Опять плохое ци. И мы применили в вытяжке кухни зеркально полированный металл, который частично - по контурам - отражает то, что у тебя за спиной происходит. Этого вполне достаточно, как утверждает учение фэн-шуй, чтобы чувствовать себя комфортно в данном пространстве.

- А сухие растения - тоже сюда? - заинтересованно спросил я.

- Да нет, нам просто они очень нравятся. - признается Дмитрий, а Илона улыбается. - Но сначала мы думали воткнуть туда лапшу - густо-густо. Знаете, как в театре траву изображают. Но подумали, что это тоже будет слишком. И использовали лапшу там, где трудно было воткнуть растения. Или где растений не хватило. А так как мы не успели набрать нужное количество трав, поэтому наши заросли получились кудрявыми и разномастными: от овса до пшеницы.

- Первая попытка их втыкания потерпела фиаско. - продолжает Дмитрий, - потому что я втыкал травку в пластилин, который потом от тепла размяк и потек.
Выглядело это ужасно, и я перестал спать ночами. Все думал, как бы закрепить траву, чтобы дешево и навсегда. Измучился весь, исхудал. Но однажды, когда не выдержал и заснул, мне приснилась гениальная идея: СОЛЬ! - Я просто взял и насыпал повсюду ровный слой соли и воткнул туда соцветия. А чтобы скрепить верхний слой "почвы", спрыснул ее спреем от гладилки, и соль схватилась на века. И никто в ней не заводится - ни тараканы, ни жучки. Хорошо! Образовался у нас в квартире такой солончак.

"Письмо высоко заслуженнаго в наше время Христофора Колона (Колумба) об Индийских островах, недавно открытых им на Ганге, для исследования коих 7 месяцев назад он был послан непобедимым Фердинандом и супругой его, королевой Елизаветой, оказавшими ему в широкой мере поддержку и напутствовавшими его пожеланиями счастья. Письмо это, адресованное благородному Габриэлю Санксису, казначею короля испанскаго, переведено с испанскаго языка на латинский благородным Леандром Де-Корсо 30-го апреля 1493 г., в первый год папства Александра VI."
На стенах квартиры - рисунки и письмена. Письмена напоминают латынь, но какая-то она странная. Похожа в написании на арабскую вязь. Рисунки стилизованы под миниатюры, которыми когда-то украшали поля старинных книг. Вот - строгая русалка, вот - игривый монах с рыбьим хвостом, а вот - чудовищный морской змей пожирает корабль и слышны ужасные вопли... Видя, что я помрачнел, Илона говорит:

- Сначала я задумывала снабдить текст такими маленькими условными картинками совсем несерьезного свойства. Центральная же роспись еще более смешная, потому что получилась очень серьезной. Я так увлеклась, когда ее писала, что, сами видите, вышла самая что ни на есть натуральная картина: фантастическая змея действительно пожирает корабль.

- Мы вдруг подумали, - рассказывает Дмитрий, - а что, если сказочный змей, о котором предупреждали Колумба знающие люди, и в самом деле захватил бы его каравеллу, и та не пересекла бы Атлантику, и Америка официально не была бы открыта? К лучшему бы изменилась наша жизнь?
Вы знаете? (Я открываю рот и... тут же закрываю.) Что же касается настенной росписи, то как уже все, наверное, догадались - это письмо Христофора Колумба об открытии Америки.

- Но почему было использовано письмо именно Колумба? - недоумеваю я.

- Не знаю. - отвечает Илона, - Это возникло совершенно КАК БЫ случайно. Как и многое в квартире. Потом уже мы нашли объяснение, подтянули к этой теме морские мотивы: картиночки кораблей, рисунки на стенах. С ними стала чудесным образом перекликаться и голубоватая прозрачность стеклоблоков, и зеленый цвет стен. Само письмо взято из книги, изданной в начале века и рассказывающей про Эпоху Великих Открытий. Знаете, насколько сильным позитивом веет от этой книжки! У меня и сейчас, когда беру ее в руки, на душе становится так хорошо, будто... Будто свежий воздух впускаешь в сознание!

- Наши письмена - подхватывает Дмитрий Федоров - как песня на непонятном языке.
Тем более, что это старопортугальский язык, его сейчас просто нет, он умер. Но появившись здесь, он дал эффект Времени (для этого, кстати, и дымоход оставили, и кирпич обнажили). Нам хотелось, чтобы немного вымышленная история квартиры объединилась с историей живущих здесь людей. Вот вам еще один пример: стела в малой ротонде. Она постоянно чем-то таинственно дымит, над нею вечно клубится пар. И возникает ощущение чего-то культового. Вместе с тем это абсолютно архетипическое сооружение. То оно воспринимается как камень Судьбы из русских сказок на перепутье дороги - налево пойдешь, направо пойдешь... То как некий тотем, над которым курится дух-хранитель дома. Одновременно эта стела - акцент архитектурной композиции, венчающий пространство малой ротонды. И что самое интересное, - все, о чем я толкую, будет открываться хозяевам постепенно, со временем. Пока они будут вплетать в долгую историю своей квартиры собственную счастливую историю!


Текст: Василий Лифанов  Фото: Михаил Степанов 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100