Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  N4 (115) 2007  /  имена  /  





















Дон Старки

версия для печати
О картинах Тернера и роскошных яхтах

Журнал: N4 (115) 2007 / имена

Наш собеседник Дональд Старки, глава студии Donald Starkey Designs, признается, что стал дизайнером яхт благодаря случайности. В начале 70-х он работал в студии знаменитого яхтенного дизайнера Йона Банненберга, но занимался там не яхтами, а проектами жилых зданий. "Люди, которые придумывали яхты, работали в противоположном конце студии, и мы не пересекались", - вспоминает он. Тогда же, в 70-е, Старки подружился с дизайнером яхт Терренсом Дисдейлом. Приятели снимали один офис на двоих, и однажды Дисдейл предложил Старки поработать вместе. "Клиенту из Кувейта понравилась яхта, которую сделал для него Терри, и он попросил построить ему еще и виллу. Мы создали не только проект дома, но также все интерьеры, мебель и даже сад вокруг виллы", - вспоминает Старки

Друзья решили, что им стоит объединить усилия, и в начале 80-х основали фирму TERENCE DISDALE DESIGN. "Мы прекрасно дополняли друг друга. Терри отлично разбирался в яхтах, а я хорошо умел планировать пространство", - рассказывает Старки. Он неожиданно понял, что ему есть что усовершенствовать в дизайне яхт. "Меня всегда удивляло, когда окна на яхтах делали столь высоко, что, сидя в салоне, нельзя было наслаждаться видами, или когда каюты гостей находились между дизелями и моторным отделением, то есть как раз в самом шумном месте на яхте, - поясняет Дональд Старки. - Еще одна чисто архитектурная проблема - это умение отделить хозяйскую зону от зоны команды. Жить на яхте все равно что жить в пятизвездочном отеле. Конечно, каждый хочет, чтобы в каютах были чистота и порядок, но если членам команды приходится проходить через главный салон, для того чтобы прибраться в гостевых каютах, то виноват в этом тот, кто проектировал интерьер яхты".

В 1989 Старки основал собственную студию Donald Starkey Designs, сохранив свойственный ему архитектурный подход к дизайну яхт. Он говорит, что поскольку строил много домов, то привык смотреть на любой интерьер глазами заказчика. "Я знаю случаи, когда хозяин заходил на борт полностью готовой яхты, смотрел вокруг и говорил: "Тут придется все переделать". Это происходит тогда, когда дизайнер не понимает потребностей клиента", - уверен Старки. По мнению Дональда, интерьер яхты должен точно соответствовать образу жизни ее владельцев. Например, на 72-метровой яхте Laurel, которую Старки закончил делать в феврале прошлого года для одного американского клиента (между прочим, самая большая яхта, построенная в США с 1931 года, хвастает дизайнер), каюта владельцев находится посередине судна. "Обычно в центре помещают главный салон, но я расположил здесь каюту владельцев, потому что они планировали проводить много времени на яхте, а центр - это место, где меньше всего чувствуется качка, - поясняет автор проекта. - Морская качка бывает особенно утомительна на Карибах. Даже когда яхта стоит на одном месте, прибой качает ее туда-сюда".

А вот, например, на 73-метровой яхте Queen M, спущенной на воду в июне 2004-го (в прошлом году российский алюминиевый король Олег Дерипаска, новый владелец яхты, переименовал ее в Queen K), у хозяина есть собственная палуба с фойе, гардеробной комнатой, ванной, просторной спальней с четырьмя большими окнами и выходом на личную прогулочную палубу. "Заказчик яхты говорил, что часто ему бывает необходимо уединиться", - рассказывает Старки. "Очень удобно: поднялся наверх, повернул ключ в двери - и наслаждаешься одиночеством", - говорю я. "О нет-нет, никогда не закрывайте двери на яхте, - перебивает меня Дональд Старки. - Конечно, приватность важна, но я никому не советую закрывать двери на ключ. Это очень опасно".

Мы обсуждаем последние тенденции в дизайне яхт, точнее, даже и не в дизайне, а в столь близком Старки планировании пространств. По словам дизайнера, многие владельцы яхт признаются, что предпочитают обедать и ужинать на прогулочной палубе. "Вообще, прелесть яхт именно в том, что можно проводить много времени на открытом воздухе, любоваться красивыми видами. Но, когда погода плохая, приходится есть в помещении", - сетует Дональд. Он говорит, что в последнее время дизайнеры стараются уйти от традиционной схемы планирования пространства, когда главный салон находится в кормовой части, а столовая - посередине яхты. Теперь модно делать столовые, которые имеют выход на открытый воздух, отмечает Старки. Если 10 лет назад внешние палубы были просто местом, где хранили лодки и изредка принимали солнечные ванны, то теперь все не так. Дизайнеры стали уделять больше внимания внешним палубам, зонам ванн с гидромассажем и начали делать навесы от прямых солнечных лучей.

А вот дизайн интерьеров стремится к простоте. Сейчас в моде минимализм, простые, чистые линии, говорит Старки. Я спрашиваю его, что он думает о яхтах компании WALLY итальянского дизайнера Луки Бассани, которые снаружи напоминают самолет-невидимку Stealth и интерьер которых оформлен в стиле чистого минимализма. "Это очень интересный дизайн, я бы даже сказал захватывающий. Выглядят они очень стильно, правда, не знаю, удобный ли у них интерьер, комфортно ли там находиться", - делится своим мнением дизайнер.

"Что Вы думаете о тех суперъяхтах, которые делает Филипп Старк?" - спрашиваю я. "Они такие же претенциозные, как и его вещи. Старк проектирует все, что угодно, от туалетных ершиков до суперъяхт. (Мой обычно спокойный собеседник с трудом сдерживает негодование.) Я видел интерьер его первой яхты, Wedge II, и он показался мне очень странным, очень китчевым. Теперь Старк строит в Германии яхту для клиента из России. Судя по информации, которая у меня есть, там будет мало внешних палуб, - добавляет он уже более спокойным тоном. - Мне кажется, на яхте человеку должно быть комфортно и внутри, и снаружи".

Его собственные представления о том, каким должен быть интерьер, мало изменились за прошедшие 20 лет. "Я по-прежнему не люблю острые углы. Прямые углы и минималистичный дизайн - это прекрасно, но вы же не хотите все время натыкаться на эти самые острые углы", - шутит Старки. Еще одна головная боль для любого дизайнера яхт - это низкие потолки. "В начале 80-х никому не приходило в голову как-то их украсить. Когда мы с Терри стали помещать на потолки зеркала, чтобы искусственно расширить пространство, это воспринималось как новаторство", - рассказывает Старки. Он считает, что дизайн яхты должен быть несколько театральным, чтобы скрывать изначально присущие всем яхтам недостатки вроде низких потолков.

Зная, что Старки продолжает создавать интерьеры домов и квартир, я спрашиваю его, привнес ли он в дизайн жилых интерьеров какие-то приемы из яхтенного дизайна. "Пожалуй, только то, что в жилых интерьерах я практически все вещи делаю теперь на заказ", - отвечает он. Проектируя яхту, дизайнер всегда точно указывает, каких именно размеров должен быть диван, стол или комод. Чем тратить время на поиск мебели нужных тебе пропорций, проще сделать всю мебель на заказ, считает он. Коль скоро разговор зашел о мебели, я спрашиваю, почему в интерьерах яхт столь редко встречаются культовые предметы дизайна, которые часто ставят в жилых интерьерах, например диваны Ле Корбюзье или стулья Вернера Пантона. Первая причина заключается в том, что на яхте все предметы интерьера должны быть привинчены к полу. "Мне сложно представить, как можно прикрутить к полу кресло Barcelona Миса ван дер Роэ", - иронизирует Старки. Вторая причина в том, что культовые предметы дизайна выглядят красиво, но они не всегда функциональны. "У меня было кресло Ле Корбюзье, на нем неудобно сидеть - затылок устает. Был стул Barcelona Миса ван дер Роэ, на нем тоже неудобно сидеть, потому что нет подлокотников. Такие вещи неплохо смотрятся в общественных интерьерах, где вы проводите немного времени. Но им не место на яхте, ведь на яхте самое главное - это комфорт", - делится своими мыслями дизайнер.

Как выясняется по ходу беседы, Старки разбирается не только в креслах, но также в посуде, столовых приборах и даже полотенцах. "Яхта - это совсем не то же самое, что дом. Когда вы покупаете дом, то потом еще несколько месяцев обставляете его мебелью, вешаете картины, покупаете различные аксессуары. А когда человек покупает яхту, то хочет, чтобы она уже полностью была готова к отплытию. Так что если вы занимаетесь дизайном яхт, то должны быть экспертом в том числе и в полотенцах", - улыбается дизайнер.

Клиенты часто просят Старки приобрести для интерьера яхты картины и спрашивают его мнение по поводу того, хорошо ли будет смотреться на яхте тот или иной предмет искусства. Дизайнер вспоминает, что однажды делал яхту для человека, который разместил на борту часть обширной коллекции картин - холст Пикассо, картину Жана Дюбуффе, несколько полотен Мориса Утрилло и Марка Шагала.

"Раньше эти произведения висели в темном холле, а на яхте они оказались в пространстве, где много естественного света. Для картин такая перемена определенно была к лучшему", - говорит Дональд Старки. Но были в его практике и другие примеры обращения с картинами. Дизайнер вспоминает, как по заказу одного американского клиента купил для строящейся яхты две парные картины Уильяма Тернера - "Отправляясь на бал" и "Возвращаясь с бала". На яхту они так и не попали. Уже после того, как яхта была спущена на воду, Старки увидел их в квартире заказчика. "Они даже не висели на стене, а стояли где-то в углу. Боже, да разве можно так обращаться с произведениями искусства?!" - сетует невольный пособник преступления перед искусством.

Сам Старки до сих пор чертит интерьеры своих яхт от руки и в живописи ценит прежде всего графику, чистоту линий. Из английских художников, имеющих "ограниченную международную известность", ему нравится Стенли Спенсер, из широко признанных мастеров - Гойя, Пикассо, некоторые голландские мастера, например Вермеер. Также его восхищают ранние рисунки Дали, загадочные лабиринты Мориса Эшера и чертежи Леонардо да Винчи. "В своей любви к графике я не одинок. Я заметил, что в последние годы стало модно украшать интерьер гравюрами, старинными чертежами и архитектурными эскизами", - говорит он.

Если бы Старки был не дизайнером, а художником, о нем можно было бы сказать, что он мастер не только камерной живописи, но и живописи монументальной. В конце 90-х он реконструировал интерьеры 124-метровой яхты Savarona, построенной в 1931 и некогда принадлежавшей Мустафе Кемалю Ататюрку, а затем отданной в распоряжение Военно-морского флота Турции. Яхту уже собирались пустить на металлолом, но ее выкупил один состоятельный турецкий предприниматель. "После военных яхта была практически полностью разрушена. Нам пришлось очистить ее до самого остова из 25-миллиметровой стали. Деревянные палубы крошились, как сухари", - вспоминает Старки. После полной реконструкции интерьеров яхты на ней появился настоящий хамам. Место для бани нашлось после того, как убрали паровые котлы и турбины (каждый из котлов был размером с маленький дом). "Когда мы заменили их двигателями от компании CATERPILLAR, освободилось огромное пространство, которое нужно было чем-то заполнить, чтобы не нарушить баланс яхты", - рассказывает дизайнер. На создание хамама ушло целых 250 тонн мрамора. "Насколько я знаю, это единственная в мире яхта с турецкой баней", - гордится результатом своей работы Дональд Старки.

В 2000 году сошел со стапелей шикарный круизный парусный лайнер Royal Clipper, интерьеры которого создала студия Старки. Royal Clipper - это копия знаменитых чайных клиперов середины XIX века. До недавнего времени это было самое крупное парусное судно в мире, но сейчас дизайнер по заказу той же компании STAR CLIPPERS работает над следующей версией круизного парусника длиной 157 метров, который будет спущен на воду летом 2010 года. Старки говорит, что, конечно, хотел по возможности точно воссоздать интерьер чайного клипера середины XIX века, но исходил из того, что Royal Clipper - это круизный лайнер. В результате на паруснике появились 14 кают с балконами, которых не было на чайных клиперах позапрошлого века. "Площадь палубы уменьшилась, но зато у обитателей этих кают появилась возможность любоваться прекрасными видами. Каюты с балконами и самые дорогие, и самые востребованные, очередь на них расписана надолго вперед", - говорит Старки.

По работе дизайнеру приходится много путешествовать. Я спрашиваю, какие отели из числа тех, где он останавливался, ему действительно понравились. В портовом городе Гамбурге Старки часто останавливается в отеле East, а отдыхать ему понравилось в Малайзии, в отеле Datai на острове Лангкави. "В отеле East прекрасно трактуется восточная тема, и путь от ресепшна к своему номеру никогда не бывает скучным. А в отеле Datai хорошо продумано пространство, всюду есть выходы на открытый воздух, номера спланированы так, чтобы наслаждаться видами", - поясняет он. Опережая мой следующий вопрос, Старки рассказывает о любимых ресторанах: в Лондоне это итальянский Montpeliano, в Гамбурге - ресторан-бар Die Bank, в Милане - Bice. "Есть еще один отличный ресторан в Риме, специализирующийся на блюдах с грибами. Он находится недалеко от Пантеона. Нет, к сожалению, не могу вспомнить название, что-то очень простое вроде Lorenzo’s", - сдается Старки. Дизайнер говорит, что благодаря своей русской подружке полюбил и русскую кухню: "Блины, борщ и эти маленькие штучки вроде равиолли… а, вот, пельмени… тоже очень люблю".

Вообще, Старки признается, что в отличие от многих его клиентов вкусы у него очень даже непритязательные. "У меня всего двое часов - это ROLEX Oyster Professional Yacht-Master и CARTIER, одеваться я люблю от ARMANI, а рубашки предпочитаю со сложными фактурами, - говорит он, показывая на свою рубашку, прошитую линиями из множества мелких узелков. - Если бы я покупал яхту для себя, это была бы небольшая парусная яхта класса G, я бы путешествовал на ней по Европе и гулял бы по палубе босиком".



Текст: Николай Федянин 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100