Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  Техномания (N10 (110) 2006)  /  обзор  /  

Главное звено

версия для печати
Журнал: Техномания (N10 (110) 2006) / обзор

Акустические системы (АС) - это, без преувеличения, самый сложный элемент домашнего AV-комплекса. Если выбрать плеер или усилитель можно, опираясь только на технические характеристики, то с акустикой так вряд ли получится. Чтобы не разочароваться в покупке, нужно учесть ряд факторов технического характера

Полоса везения

Почему акустические системы чаще всего делают многополосными? Звуковой (слышимый) спектр простирается примерно от 20 до 20000 колебаний в секунду, корректно воспроизвести его одному динамику крайне трудно, почти невозможно. Дело в том, что диффузор, например, басовой головки при превышении некоторой критической частоты перестает колебаться как единое целое, в результате появляется целый букет искажений звука. Чтобы этого не произошло, полный диапазон частот делят между динамиками с мембранами разного диаметра - высокочастотным твитером (tweeter), среднечастотным (midrange) и басовым (woofer) - либо один НЧ/СЧ-динамик излучает средние частоты и басы. Хотя еще встречаются в дорогих Hi-End-системах широкополосные динамики, например головки фирмы LOWTHER, это, скорее, исключение из правила. Двухполосными делают обычно полочные (bookshelf) колонки, количество полос более двух - прерогатива так называемых напольных (floorstanding) систем. Зависимость между размером колонки и количеством полос неочевидная, но наблюдаемая: обычно задачей нижней полосы в трехполосной АС является добыча максимально глубокого баса, а это невозможно при маленьком корпусе.

Что в корпусе твоем?

Корпус, или акустическое оформление, - неотъемлемый элемент любой АС. Некорректно спрашивать: "Разве нельзя было купить колонки поменьше?" К сожалению, нет баса без габарита. Системы аудиофильского класса стараются сделать максимально басовитыми, и потому они занимают много места. Связь простая. Ведь, если заставить динамик излучать в открытом пространстве (акустики говорят - "в свободном поле"), произойдет акустическое короткое замыкание за счет взаимного гашения волн от передней и тыльной частей мембраны, и эффективность излучения резко упадет.

Первый выход из положения - поставить экран, изолирующий ненужное излучение тыльной части диффузора. Но, чтобы обеспечить приемлемый уровень звукового давления на басах, экран должен быть почти такого же размера, что и длина звуковой волны, а здесь она достигает нескольких метров! Правда, размерами экрана можно пренебречь, если поднять звуковое давление за счет наращивания площади одного или нескольких басовиков…

Проблему габаритов можно решить, если поместить динамик в закрытый корпус (closed box). Этот тип акустического оформления отличается плавным спадом звукового давления у нижней границы рабочего диапазона и считается самым правильным с точки зрения качества басов. Модели в закрытом корпусе чаще можно встретить в стане дорогой акустики, от которой требуется прежде всего максимально корректное воспроизведение звука, а уже потом глубина баса.

В моделях нижней и средней ценовой категории повсеместно применяют так называемый фазоинвертор (bass reflex, vented box). В отличие от закрытого корпуса здесь внутренний объем колонки сообщается с внешней средой через специальную трубу - получается акустический резонатор. Воздух в трубе на определенной басовой частоте колеблется синхронно с движениями диффузора, как бы поддерживая последний. В результате басы становятся ощутимо глубже. Порт фазоинвертора бывает круглым или щелевым и располагается на фасаде или тыльной панели колонки. Хотя такие АС часто обвиняют в размытости баса, не стоит обобщать: качество звука всегда зависит от конкретной реализации.

Выделяют еще один вид оформления, основанный на резонансных явлениях, - так называемый лабиринт. Он выполняется в виде сложенной в несколько колен трубы длиной в половину волны на нижней рабочей частоте. Например, для частоты 50 Гц эта половинка - 3,4 м. В основе работы лабиринта лежит все тот же разворот фазы излучения, только происходящий за время, пока волна от тыльной части диффузора добежит до выходного отверстия лабиринта, устраиваемого обычно в нижней части корпуса сзади.

Прочие виды оформления (рупор, трансмиссионная линия, bandpass, пуш-пулльная схема и т.д.) применяются крайне редко. Между прочим, выше мы везде говорили только об оформлении басовой секции АС, потому что на высоких частотах корпус вообще не нужен… Задача корпуса - исключить короткое замыкание. Сложная геометрия, отделка шпоном, золотые клеммы и прочее на звук влияют пренебрежимо мало, однако существенно сказываются на стоимости АС.

Прежде чем попасть на динамики, сигнал проходит через кроссовер (X-over, crossover filter) - специальный фильтр, делящий спектр сигнала по частотным полосам. В среде аудиофилов считается, что кроссовер влияет на звук, поэтому к качеству его электронных компонентов предъявляются жесткие требования. Ставятся полипропиленовые конденсаторы, катушки с воздушным сердечником, делается разводка дорогим серебряным кабелем… Кроме того, некоторые компании стараются использовать простые фильтры, чтобы не вносить вредные фазовые искажения.

Что скажет паспорт

Под эффективностью, или отдачей, любого громкоговорителя подразумевается его чувствительность. Чувствительность (Sensivity) - это уровень звукового давления при заданной величине подаваемой мощности. Обычно производители указывают в спецификации чувствительность в децибелах на фиксированной частоте на расстоянии 1 м при подаче сигнала мощностью 1 Вт. Для достижения одного и того же уровня громкости чувствительной акустике требуется менее мощный усилитель. Сегодня большинство Hi-Fi-систем имеет чувствительность порядка 90 - 94 дБ.

Частотный диапазон (Frequency range), как еще одна паспортная характеристика, практически ни о чем не говорит, если не указать условий, при которых он измерялся. Обычно в спецификациях даже миниатюрной АС приводится гордое "20 Гц - 20 кГц" - фактически неправда, но формально это может соответствовать действительности… Электрическая мощность (Power) АС определяется в основном мощностью наиболее серьезного басового динамика. Бывают разные типы мощности, например музыкальная, долговременная, пиковая. На этот параметр особого внимания обращать не стоит, поскольку реальная мощность при прослушивании музыки на комфортном уровне громкости при чувствительности АС 94 дБ не превышает нескольких ватт. Полное сопротивление АС (Impedance) на самом деле имеет сложную зависимость от частоты. В паспорте стоит лишь номинальное значение (4, 6 или 8 Ом), которое не вполне отражает реальную ситуацию. При подключении 4-омной акустики к усилителю, рассчитанному на 8 Ом, у последнего с большой вероятностью сработает защита от короткого замыкания… Впрочем, информацию о частотной зависимости сопротивления АС почти никто из производителей в паспорте не указывает. Чтобы хоть как-то оградить себя от возможных проблем с колебаниями импеданса у капризных колонок, просто выбирайте усилитель помощнее и с учетом допустимой нагрузки.

Следует отметить, что покупка даже самых лучших колонок - это не стопроцентная гарантия хорошего звука. В дорогих аудиосистемах резко возрастает роль акустических свойств помещения для прослушивания. Комната почти всегда (и не в лучшую сторону) меняет характер звучания абсолютно любой АС. С этим влиянием можно и нужно бороться, но это отдельная тема…



Mission Pilastro
Проект Pilastro - своего рода отчет британцев о проделанной за долгие годы работе. Здесь все самое лучшее: замечательный кольцевой твитер, два среднечастотника в схеме D’Appolito, наконец, крайне любопытная басовая секция из двух динамиков и трех пассивных радиаторов, встроенных в боковые стенки. Все вместе дает высочайшую чувствительность (95 дБ) и супермасштабное звучание. Компания "Бонанза", поставляется на заказ.

Tannoy Autograph Mini
Именно так выглядели колонки лет 50 назад. Но не думайте, что технологически эта модель настолько же древняя. В модели Autograph Mini из линейки Prestige применен самый современный динамик Dual Concentric с титановым куполом ВЧ-головки. Иметь дома такую прелесть обязан каждый аудиоколлекционер! Цена - от 62000 руб. за пару. Компания "Абсолютное Аудио".

DALI Euphonia MS4
Пусть вас не обманывает нарочито скромный вид этой датской акустики. В основе конструкции - пара великолепных 165-миллиметровых НЧ/СЧ-головок и гибридный ленточно-купольный твитер. Производитель называет такую схему 2,5+0,5-полосной. Добавочная половинка получается из-за того, что ленточный и классический твитеры излучают в разных диапазонах. Цена - от 183600 руб. за пару. Компания A&T Trade.

Tidal Sunray
Акустически инертные корпуса, динамики бескомпромиссного уровня - вот лишь немногие факторы, которые возносят эти АС на звуковой олимп. Для баса используются головки с керамическими диффузорами, изготовленные по спецзаказу компании Thiel&Partner. Наверху - алмазные твитеры, отделка - 10 слоев рояльного лака (возможны варианты). Цена - от 3722000 руб. за пару. Компания New Ambience.

Zingali Home Monitor 215
Деревянный рупор - достойный вызов для самого талантливого столяра. Итальянские мастера предлагают классные колонки с рупорными твитерами. Надежным фундаментом для яркого, рупорного звучания служат могучие низкочастотники с щелевыми фазоинверторными портами. Цена - от 800000 руб. за пару. Компания Next.

Final Sound 1000i
Двухметровые полупрозрачные колонки добывают звук с помощью электростатического эффекта: между двумя перфорированными пластинами-статорами находится мембрана из майларовой пленки с токопроводящим напылением, звук рождают колебания этой пленки, вызванные подачей на нее сигнала переменного напряжения (технология Invertor). Под колонки можно заказать стеклянные или мраморные основания. Цена - от 320000 руб. за пару. Компания Homesound.

Bolzano Villetri Torre
Рожденная в итальянских цехах контрапертурная акустика Bolzano Villetri имеет русские корни. Принцип, по которому она работает, - изобретение отечественных инженеров. Из-за встречного расположения динамиков на вертикальной оси эта АС имеет практически круговую направленность и низкие искажения звука. Цена - от 236000 руб. за пару. Компания Nirovision.

ELAC FS 609 X-PI
У флагманской модели от немецкого бренда коаксиальная головка X-JET, объединяющая в себе ленточный твитер и среднечастотный динамик с плоской мембраной. Венчает конструкцию ненаправленный ультравысокочастотный твитер 4Pi, похожий на купол обсерватории. Цена - от 399000 руб. за пару. Компания Barnsly Sound Org.

Quadral Aurum Titan VII
Седьмое обновление сделало "титаническую" немецкую акустику еще лучше. Трехполосный 88-килограммовый исполин способен погружаться в самые пучины баса: 16 Гц - каково?! А все благодаря огромному (380 мм) басовику с легким и жестким диффузором из сплава алюминия, титана и магния. За чистоту звучания в верхнем диапазоне отвечает ленточный твитер. Отделка корпуса - шпон. Цена - от 675000 руб. за пару. Компания "Русская Игра".

Westlake Audio Tower SM-1
В классическом "Вестлейке" рупорное оформление использовано для динамиков средних и высоких частот. Выше работает супертвитер, ниже - два 18-дюймовых басовика и 12-дюймовая НЧ/СЧ-головка. Пять полос! Мощность 400 Вт, масса 402 кг, чувствительность 101 дБ - почти как у концертных АС. Цена - от 3915000 руб. Компания "Пурпурный Легион".

Sonus Faber Stradivari
Ссылка на скрипичного мастера в названии неслучайна. Вряд ли вы найдете другого производителя, который уделял бы такое внимание внешности своих АС. Собранный из множества деревянных фрагментов корпус "Страдивари" покрыт шеллачной политурой, в отделке применяется кожа. Динамики на заказ от Seas, Scan-Speak и Audio Technology. Цена - от 970000 руб. за пару. Компания Hi-Fi Audio.

RBH T-3
Массивная модульная АС для истинного перфекциониста: три твитера, четыре мидбаса - и это только в одной базовой секции, которая называется T-1. Для полного охвата частотного диапазона добавляем сабвуфер с двумя огромными шляпами в фазоинверторном оформлении. Получившаяся конструкция и будет называться Т-3. В качестве материала для басовых и среднечастотных динамиков используется алюминиевый сплав. Цена - от 300000 руб. за пару. Компания CTC Capital.

Revel Ultima Salon
Семь динамиков, четыре полосы… масштаб чувствуется издалека. А впрочем, каким еще быть флагману компании, ориентированной на достижение идеала? Тяжеленная модель Ultima Salon не может похвастаться высокой чувствительностью (здесь всего 86 дБ), зато в компании с достойным усилителем она поражает богатством динамических оттенков звучания. Цена - от 606000 руб. за пару. Компания "Абсолютное Аудио".

Thiel CS2.4
Трехполосная система от Thiel Audio отлично оснащена. Коаксиальная ВЧ/СЧ-головка, басовик с металлическим диффузором, пассивный радиатор, короткие звуковые катушки при длинном зазоре в магнитной системе - все для гармоничного и верного звучания. Цена - 134000 руб. за пару. Компания A&T Trade.

Текст: Иван Внучкин  Фото: Владимир Карчин 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100