Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  Техномания (N7 (107) 2006)  /  обзор  /  























Камень преткновения

версия для печати
Журнал: Техномания (N7 (107) 2006) / обзор

Для многих домашний кинотеатр - это развлекательный комплекс из двух частей: изображения и окружающего звука. С изображением все более-менее понятно, попробуем разобраться, как формируется звук

В любом современном домашнем кинотеатре есть точка, куда сходятся все провода, - это AV-процессор. От этого устройства во многом зависит технический уровень, то есть качество конкретной инсталляции. Дело в том, что именно процессор, помимо прочего, готовит нам то самое многоканальное окружающее звучание, без которого домашний кинотеатр просто немыслим…

Сегодня процессоры бывают либо отдельными компонентами системы, либо встроенными в так называемые AV-ресиверы, объединяющие в себе процессор, многоканальный усилитель и радиоприемник (отсюда и название "ресивер"). Компактные и удобные ресиверы чаще всего встречаются в бюджетном секторе (исключение - флагманские модели), однако суть от этого не меняется. Внутри тех и других есть некое устройство, непосредственно занимающееся обработкой и получением аналоговых аудиосигналов. Это устройство в обиходе называется процессором. Хотя в аудиотехнике процессоры другие, нежели применяемые в персональных компьютерах "камни", и те и другие занимаются обработкой информации. (На профессиональном сленге "камень" - это процессор.)

Впервые система окружающего звучания для кинотеатров была сконструирована в 1976 в Dolby Laboratories. Это была несложная система, выделяющая из стереодорожки (правда, особым образом записанной) тыловой (surround) и диалоговый каналы. Устройство, которое этим занималось, стало "прадедушкой" современного процессора. Так родилась технология Dolby Stereo, а затем ее адаптировали для домашнего использования, назвав Dolby Surround. Уже впоследствии появился стандарт Dolby ProLogic, эволюционировавший в ProLogic II с отдельным каналом для басовых эффектов. Однако по-настоящему революционным стал выход на авансцену цифровых форматов. В 1992 появился формат Dolby Digital, чуть позже - его конкурент DTS, внедренный одноименной компанией.

Записи со звуком 5.1 (для пяти колонок и сабвуфера) сегодня имеют наибольшее распространение, хотя DTS встречается реже, чем Dolby Digital. Тем не менее уже существуют версии Dolby Digital EX и DTS ES Matrix/Discrete, которые поддерживают схемы 6.1 с дополнительным каналом Surround Back. Есть форматы DTS 96/24 и Dolby ProLogic IIx… И всем этим многообразием ведает один-единственный процессор. Первоочередная его задача в домашнем кинотеатре - декодирование, то есть выделение из цифровой фонограммы отдельных звуковых дорожек для дальнейшего их использования в аналоговом виде. И тем лучше процессор, чем больше форматов он поддерживает. Cейчас на панели современного процессора высшего класса должны стоять как минимум логотипы Dolby Digital EX, DTS ES и Dolby ProLogic IIx.

Для максимальной совместимости с остальными устройствами процессор должен иметь как можно больше различных интерфейсов. Если говорить только об аудиосигналах, то сегодня почти все процессоры имеют аналоговые и цифровые (бывают оптические и коаксиальные) входы и выходы. Очень хорошо, если процессором поддерживается современный цифровой интерфейс i.Link, а на редкости вроде AES / EBU (профессиональный стандарт) можно не обращать внимания - такой источник еще и поискать придется.

Кроме операций со звуком почти все процессоры позволяют работать и с видеосигналом. Зачастую это ограничивается сквозной коммутацией сразу нескольких источников (плеер, видеомагнитофон, спутниковый тюнер) без вмешательства в сигнал, однако существуют процессоры, которые осуществляют конверсию видеосигнала. Например, они преобразуют простой композитный видеосигнал в более качественный компонентный (да еще с прогрессивной разверткой), а также позволяют смотреть кино на встроенном дисплее. Есть совсем специальные видеопроцессоры, но это тема для отдельной статьи. Скажем лишь, что хороший AV-процессор сегодня должен уметь коммутировать цифровые сигналы HDMI (High Definition Multimedia Interface) или DVI (Digital Visual Interface). Иными словами, если эти значки есть на фасаде аппарата - это хорошо.

Итак, еще одной важной задачей процессора в кинотеатре является коммутация в систему разных источников сигнала. Благодаря этому можно подключить одновременно DVD-плеер, спутниковый тюнер и виниловый проигрыватель - переключение на нужный источник будет осуществляться нажатием кнопки. После процессора сигнал должен подаваться на многоканальный усилитель (внешний или встроенный в ресивер) и затем поступать на колонки.

Следующий важный момент - возможности настройки звучания. В реальной инсталляции колонки не всегда можно поставить правильной звездой вокруг зрительского места, а навязчивые резонансы часто снижают качество баса. Существуют технические средства, которые помогают минимизировать многие из этих проблем. В простейшем случае достаточно выставить уровень громкости каналов и настроить временные задержки, которые компенсируют разность расстояний от акустических систем до слушателя. Время задержки при настройке для простоты и удобства преобразуется в расстояния от колонок до слушателя, выражаемые в футах или метрах.

Для сглаживания комнатных резонансов производители оснащают свои процессоры и ресиверы параметрическими эквалайзерами, однако воспользоваться таким инструментом на глазок почти невозможно. Но все чаще встречаются автоматические системы, посылающие через колонки серию особых тестовых сигналов и способные по отклику, захваченному измерительным микрофоном, осуществить эту коррекцию автоматически (как и установку уровней и задержек, разумеется), причем довольно эффективно.

Напоследок скажем о THX-сертификации. Ее инициатором стал кинорежиссер Джордж Лукас. Он хотел радикально повысить качество звука в кинотеатрах и привлек к сотрудничеству инженера Томлинсона Холмана, который и разработал ряд критериев качества. Аббревиатура THX и расшифровывается как Tomlinson Holman’s eXperiment. Покупая процессор или ресивер с одним из логотипов THX, можно быть уверенным, что он будет удовлетворять ряду довольно жестких требований. Наиболее ценный сертификат - THX Ultra 2, базовый - THX Select. Кроме, собственно, статуса "проверенного продукта" сертифицированные устройства получают ряд специальных алгоритмов обработки, которые повышают естественность звучания дорожек к кинофильмам. Однако не стоит думать, что устройства без метки THX обязательно хуже, ведь сертификация эта для производителя - дело добровольное.



Текст: Иван Внучкин 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100