Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  N7 (107) 2006  /  дизайн и оформление  /  




























Барочная практика

версия для печати
Журнал: N7 (107) 2006 / дизайн и оформление

Само название "барокко" просто обречено было стать модным брендом. Во-первых, это, как виноградина, приятное на вкус слово, а во-вторых - оно напрашивается само собой, его приятно применять. И повод применять это слово есть, причем торжественный: времена новейшего барокко наступили. Необарокко из актуальной тенденции стал едва ли не ведущим стилем десятилетия

Барокко не просто стиль, существующий уже 500 лет и периодически возвращающийся из музеев в активное пользование. Барокко - это идеальный модный стиль, потому что он не на шутку гламурный, самый яркий и роскошный за последние не то что 500 лет, а за все тысячелетие, пожалуй. Но современное актуальное барокко - это не просто реплики из времен абсолютной монархии и "короля-солнца". Современное барокко - это как если помножить XVIII век на ХХ, а потом еще на XXI. Название "необарокко" - это удобно, внятно, но не совсем точно, потому что стиль необарокко уже был в XIX веке. Еще есть название "глэмбарокко", и оно более точное - в этом уже чувствуется не позапрошлый век, а текущий, потому что глэм - все блестящее, блистательное и роскошное - это наше все, XXI-вековое.

Барокко - это красивое завершение эпохи Возрождения, которая напоследок, в конце XVI века, породила новый стиль, причудливый, пышный, названный в честь раковины-жемчужницы неправильной формы. В барокко все неправильно на полную катушку, с нарочитостью, потому что предшествующий стиль, ренессансный, наоборот, отличался преувеличенной правильностью. Архитектура и мебель эпохи Возрождения - это строгость, ясность и статичность форм. Барокко - это само движение, это как если бы морскую волну во время бури зафиксировали в самом буйном ее состоянии и использовали в качестве декора. Барокко - это пышное убранство, витиеватые линии, причудливые орнаменты и богатство во всех смыслах слова. Барокко - это политический инструмент тех времен, с его помощью католическая церковь эстетически боролась с протестантизмом, а французские короли - с противниками абсолютной монархии. А архитекторы и мебельные мастера боролись с непослушными материалами - с дорогими сортами дерева, например. Именно в эпоху барокко, в XVII веке, появились многие новаторские технологии обработки материалов, используемые до сих пор.

Барокко XXI века - это тоже порождение того мебельного и архитектурного ренессанса, который произошел в веке ХХ. Прошлое столетие действительно перевернуло представление человечества о том, где и как жить можно. Главное качество дизайна XX - функциональность, возведенная в абсолют, умность вещи. Само собой, что умная вещь оказывалась большой скромницей и вела себя крайне сдержанно - это назвали минимализмом. Вещи дизайна XX - слишком правильные, и вопиюще неправильный стиль не мог не появиться как реакция. Им и стало необарокко, глэмбарокко, новейшее дизайнерское барокко XXI. Но не так все просто. Барокко XXI - это реакция не только на функционализм и минимализм, а родная кровинушка постмодернизма. Постмодернизм превратил мировую художественную культуру в дорогой супермаркет, в котором все ее достижения лежат под рукой, в доступном виде, их можно взять в произвольном порядке и смешать в индивидуальной потребительской корзине. И судя по последним мебельным тенденциям, руки дизайнеров и всех ценителей прекрасного в первую очередь потянулись к барокко, потому что оно непередаваемо роскошное. При этом надо учесть, что современный человек о роскоши знает и побольше, чем даже его предки из галантных веков. Со времен эпохи Просвещения человечество изрядно просветилось, особенно в области высоких технологий и промышленного дизайна.

Технологии позволяют роскошествовать, и провоцируют на это. Можно в компьютере написать симфонию и с предельной достоверностью воспроизвести звучание симфонического оркестра. А можно взять оригинальное звучание оркестра и срастить его с неслыханными синтезированными звуками. Так происходит и с необарокко, не зря иногда его еще называют "кибербарокко" - ведь оно воспроизводит мотивы прошлого в сверхтехнологичном звучании.

Первыми в барокко XXI были два абсолютно разных по стилю и авторскому подходу дизайнера, роднит которых лишь любовь к провокациям. Известный всем дизайнер Филипп Старк сделал стул с многозначительным названием Ghost ("Призрак"), по поводу которого впервые было произнесено слово "глэмбарокко" - его придумал эксперт дизайна Дэвид Шах (David Shah). Стул Ghost воспроизводил узнаваемые формы времен Людовика XVI, но изготовлен был из прозрачного глянцевого пластика. Менее прославленный, но не менее культовый дизайнер Мартен Бас (Maarten Baas) специализируется на провокациях более суровых - например, он обжигает мебель классического стиля. Так появилось знаменитое кресло Smoke (Moooi) - этот типично барочный по форме предмет изготовлен из обожженного дерева.

Надо сказать, что предметы барокко XXI не должны быть красивыми прямолинейно и простодушно, потому что наивно-барочные мотивы пользуются популярностью в самых широких кругах, что для эстетской дизайнерской мебели недопустимо. Поэтому дизайнеры стремятся вещь как-либо "подпортить" в духе деконструктивизма, придать какую-то авангардность, потому что авангард - это не для всех. С другой стороны, барокко XXI имеет склонность к китчу, но очень дозированному и взятому в кавычки иронии - это вообще очень ироничный стиль. Знаковой для такой эстетики стала коллекция Barock&Roll фабрики SAWAYA & MORONI - яркие, гипертрофированных размеров предметы, в которых пышность барочных орнаментов уплощена и как бы схематизирована, почти как Мона Лиза у Энди Уорхолла. В барокко XXI вообще много от поп-арта - в частности, схематизация барочных пышностей, их перевод из трехмерности в двухмерность. Идеально работает здесь и техника контраста - например, сочетание витиеватых линий XVII века и подчеркнуто современных материалов, того же пластика. Еще один знаковый для глэмбарокко производитель - фабрика CREAZIONI BY SILIK, прославившаяся концентрированно-гламурной барочной мебелью с яркими и ослепительно контрастными цветами отделок и принтов. Подобной же эстетикой знаменита и фабрика COLOMBOSTILE, последние коллекции которой отличаются поистине барочными выразительностью и иронией.

Все приемы, используемые в дизайне необарочной мебели, с легкостью проецируются и на интерьер. Яркие, насыщенные тона, резкие цветовые контрасты, вычурный классический декор из неклассических материалов особенно хорошо вписываются в современные архитектурные условия, делают интерьер зрелищным, при этом не нарушая минималистской воздушности и функциональности интерьера. Но барокко XXI все-таки не канонический стиль - он живой, он подразумевает поиск новых визуальных ходов, новых способов удивить. Новейшее барокко - это сугубо развлекательный жанр, серьезный подход к нему противопоказан.

Андриан Куликов,
Domus Aurea:

Первым играть с классическим стилем в духе необарокко начал Филипп Старк. Многие из дизайнеров подхватили эту тенденцию, но немногим удается попадать в точку, потому что необарокко - деликатная тема, только хорошо знающие классическую мебель дизайнеры способны играть с нею. С другой стороны, необарочные тенденции пришли в интерьеры из дизайна моды, и новаторами тут были бельгийские fashion-дизайнеры. И в мебели начало стилю необарокко положили не итальянцы, а северные европейцы - голландцы, бельгийцы. Показательно, что именно бельгийские и голландские дизайнеры сейчас наиболее востребованы итальянскими мебельными фабриками. Что касается России, то я считаю, что современная необарочная эстетика идеальна для нас. Нам легче воспринимать современный дизайн через его необарочные проявления. Минимализм все-таки не совсем прижился в России, и сейчас в стране доминирует классика. А через актуальное необарокко люди начинают осовременивать интерьер, потому что это острый современный дизайн, пусть и на классические темы.

Евгений Бакаев,
галерея Room:

Эта эстетика идеальна для людей, которые привыкли к роскоши, но уже не могут относиться к ней слишком серьезно, а главное качество необарокко - ирония. На мой взгляд, коллекция Barock & Roll фабрики SAWAYA & MORONI - это высшая точка в развитии необарокко, наиболее элегантное воплощение всех тенденций. Я наблюдал рождение этой коллекции на объекте, который мы делали вместе с Уильямом Савайя здесь, в Москве, и во многом Barock&Roll вдохновлена именно Россией. А вообще, все началось с Филиппа Старка, который начал иронизировать давным-давно, когда все считали его просто провокатором. Он совершил вторжение в классический стиль и устроил над ним формальное издевательство. Лет десять назад его экспериментами пренебрегали серьезные архитекторы и критики, но сейчас можно сказать, что именно эта эстетика победила.

стр. 1 из 2 
Следующая страница >>



ДРУГИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ





Ведущий рубрики: Данила Гуляев  Фото: Антон Елистратов, Петр Лебедев, Дмитрий Лившиц, Карен Манько, Кирилл Овчинников, Алексей Рейдалов, Нина Фаризова 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100