Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  N2 (91) 2005  /  антиквариат  /  




















































Главное о старом

версия для печати
Журнал: N2 (91) 2005 / антиквариат

Старое теперь не такое уж и старое, иногда оно намного моложе своих хранителей и ценителей. В этом не оставил сомнений XVII Антикварный салон, который устраивала в ЦДХ компания "Экспо-Парк Выставочные проекты". Помимо привычных ампира, модерна и ар деко, а также восточных древностей, на салоне можно было встретить вещи 50-60-х годов ХХ века, будь то советский фарфор или часы в стиле поп-арт. Попадались даже отдельные экземпляры 70-х и 90-х. Невероятно, но факт: антиквариат заметно помолодел

Люстра из латуни, бронзы и витражного стекла [2]. Напоминает одновременно и фонарь, и пагоду, что совсем не удивительно для искусства начала XX века. Антикварный салон "Ренессанс".


Театральный декоратор, живописец, иллюстратор и кавалер ордена Почетного легиона Георгий Пожедаев оформлял русские спектакли в европейских столицах. Это - афиша к одной из постановок с его сценографией и костюмами [1]. Выполнена она в технике цветной литографии. Аукционный дом "Гелос".

Одним из самых замечательных пристрастий стиля ар нуво была любовь ко всему, что двигалось, росло и играло яркими красками. Вам нужны доказательства? Посмотрите на эту вазу для фруктов [3]. Франция, начало XX века. Антикварный салон "Русский модерн".

Девушка так правдоподобно мерзнет на ветру, что при виде этой статуэтки возникает желание закрыть окно [4]. Франция, начало XX века. Антикварный салон "Звенигород".


Стеклянный бокал выполнен на Императорском фарфоровом заводе в начале XIX века [5]. С одной стороны строгий питерский вид, а с другой - веселый цветочный орнамент. Можно любоваться той или другой в зависимости от настроения. Антикварный алон "Каменноостровский, 17".

Мастера ар деко любили путать жанры. Из чайников вырастали храмы, а из храмов получались чайники. Франция, 1920-30-е годы [6]. Галерея "Гала".

На этих портсигарах [7] много надписей. Нет только одной: "Курение вредит вашему здоровью". Еще бы, в середине XIX века у людей было много других серьезных проблем. Серебряные коробки для папирос и для табака - авторская работа братьев Коген, Санкт-Петербург. Антикварный салон "Метрополь".
Кресло с белой велюровой обивкой было создано Рене Друэ (Rene Drouet) в 1920-х годах [8]. И, по слухам, до 1975 года было частью коллекции Карла Лагерфельда - кутюрье, известного своим экстравагантным вкусом. Как он решил расстаться с этим креслом? Антикварный салон "Ар Деко".

Айседора Дункан ввела моду танцевать босиком. Судя по "Балерине" Пьера Лафагэ (Pierre Lafaguays), ее французские последователи пошли гораздо дальше... Статуэтка из патинированной и золоченой бронзы на мраморной подставке [9]. Франция, начало XX века. Антикварный салон "Старые годы".

Черный комод с белыми ящиками - геометрия из кожи и лака [10]. Еще один типичный представитель ар деко. Франция, 1930-40-е годы. Антикварный салон "Меандр".


Хрустальный куб на цепях в роли люстры кажется порождением современной дизайнерской мысли [11]. В действительности же он был сделан на заказ в Петербурге на рубеже XIX и XX веков. Антикварный салон "Демак".

Кресло из массива красного дерева, 1910-е годы [12]. Предположительно, повторяет придуманное еще в 1903 году бельгийским архитектором и художником Анри Ван де Вельде, активным сторонником утилитарной конструкции. Частная коллекция "Елизавета".

Своей элегантностью этот керамический флакон [13] обязан технике "рельеф в тесте" и подглазурной росписи. А его антикварную ценность усугубляет наличие факсимиле мастера - "Fidji". Произведен французской фирмой Faiencerie Longwy в 1920-30-х годах. Галерея Lumi Collection.


Трюмо из красного дерева в стиле модерн было изготовлено в 1910-х годах в Петербурге мастерской братьев Кон [14]. Говорят, были там такие. Магазин антиквариата "Русская старина".

Светильник "Арлекин" [15] со всей очевидностью демонстрирует, что девушки могут быть арлекинами, а статуэтки - светильниками. Копия 1950-х годов с оригинала, созданного Марсель-Андре Бурэном (Marcel-Andre Bouraine) в 1920-30-х. Студия "Жарэ".

К 100-летию Ленина советская легкая промышленность готовилась заранее: образец чашки для тиражного производства был расписан мастером Рыжовым в 1968 году [16]. Частная коллекция.


В 30-х годах куклы были почему-то гораздо лучше. Впрочем, сейчас положение можно исправить, прикупив к новой Барби старую ватную куклу. СССР, 1930-е годы [17]. Частная коллекция.

Настенная композиция Олофа Фибера, Мейсен, 1998 г [18]. Удивительно, но Мейсенский фарфор может быть и таким. А вот ответить на вопрос, может ли быть таким антиквариат, гораздо сложнее. Антикварный салон "Меандр".

Этот "Футболист" [19] - редкий, а может, и единственный экземпляр подобного рода. Все существующие аналоги - из некрашеного металла. Кто позировал автору? Чем он заслужил цветную эмаль? СССР, 1930-е годы. Галерея "Гала".


Декоративно-прикладное искусство стран соцлагеря иногда рождало неожиданные образцы. Например, вот такой коврик с портретом легендарного разведчика Рихарда Зорге [20]. ГДР, 1970-е годы. Антикварный магазин "Универсум".

Оказывается, не только Попов изобрел радио раньше Маркони, но и В.К. Яснецов стал рисовать такие цветочки раньше Розиты Миссони. Ничего, история их рассудит. Тарелка, расписанная художником в 1960-х годах [21]. Частная коллекция.

Фен мощностью 550 W, выпущенный фирмой AEG в 30-х годах прошлого столетия [22], не только восхищает совершенным дизайном, но и продолжает успешно функционировать. Вот что значит настоящее немецкое качество. Антикварный магазин "Универсум".


Случалось, что творчество советских скульпторов было посвящено не рабочим, не колхозницам и не политикам. Об этом свидетельствует фарфоровая статуэтка Нины Малышевой "Жаркий день" [23]. Дулево, 1959 год. Частная коллекция.

Всеобщее увлечение спортом в 30-х годах отразилось не только на здоровье советской нации, но и на мотивах декоративно-прикладного искусства. Тарелка с росписью Софьи Пресман [24]. СССР, 1930-е годы. Галерея "Гала".

Настенная композиция Олофа Фибера Sträfling [25], что по-немецки означает "арестант". Мейсен, 1998 год. Антикварный магазин "Меандр".


Терракотовые фигуры воинов [26]. Несмотря на преклонный возраст (им уже давно перевалило за 2000) и отсутствие оружия, выглядят очень решительно. Китай, династия Хань (220 год до н.э. - 208 год н.э.). Fusion Culture Gallery.

Ваза из многослойного китайского стекла Би-Джин с золотыми вкраплениями [27]. Китай, XIX век. Многослойное стекло в дальнейшем очень вдохновило мастеров стиля модерн. Может быть, орнамент из летучих мышей вдохновил создателей Бэтмена? Антикварная галерея в гостинице "Международная".

Эта китайская шкатулка [28] примечательна не только резьбой по лаку, но и своим нестандартным размером. Шкатулочки диаметром 50 см встречаются очень редко. Китай, 1950-е годы. Частная коллекция "Маленькая Япония".


Стеклянный бокал странных пропорций, необычного цвета, да еще и с портретом [29] - настоящая находка для декоратора. Европа, XIX век. Антикварно-букинистический магазин "Лавка книголюба".

Ваза для фруктов [30]. Франция, начало XX века. Фирма Lalique и по сей день выпускает изделия по оригинальным эскизам Рене Лалика. Антикварный салон на Петровке.

Зеркало в раме, инкрустированной редко встречающимся зеленым перламутром и слоновой костью [31]. Оно никогда и нигде прежде не выставлялось, поскольку лишь недавно было вывезено со старой французской виллы. Персия, XIX век. "Московский антиквар".


Уникальный шкаф, декорированный всевозможными способами: золотым японским лаком и лаковой миниатюрой, инкрустацией перламутром и слоновой костью [32]. Япония, середина XIX века. Антикварный магазин "Арт-Бюро".

В эпоху эклектики декору не свойственно было подчеркивать форму, поэтому на вазе легко могли вырасти райские кущи с цветами и птицами. Мейсен, середина XIX века [33]. Антикварный салон "Гиацинт".

Бра в стиле Людовика XVIII, Франция, 1870-80-е годы [34]. Бра из настоящей бронзы, да еще и золоченой, - предмет роскоши даже для конца XIX ека, так как уже тогда многое делалось из ее "имитаторов". Галерея "Художественное бюро".


Эта ваза [35] - большая редкость. Во-первых, сделана она на Императорском стеклянном заводе на заказ по эскизу архитектора, во-вторых, декорирована бронзой с огневым золочением. А в-третьих, сохранились обе вазы из комплекта, что само по себе явление уникальное. Россия, 1-я четверть XIX века. Галерея "Художественное бюро".

Мраморная ваза, которая успешно сочетает в себе полезное с приятным [36]. Кроме декоративной функции она выполняет еще и практическую, поскольку по совместительству является часами. Ангел и тот не бездельничает, а показывает пальчиком время. Франция, XIX век. Антикварный салон "Грибоедовский".

На циферблате - увеличительное стекло, благодаря которому хорошо видны не только цифры, но и надпись "Oscar Fresand Lucerne". Часы из золоченой бронзы на подставке из оникса были сделаны для России на заказ [37]. Швейцария, конец XIX века. Антикварный салон "Демак".


Можно жить в "золотой клетке", а можно повесить ее вместо люстры. И неважно, что на самом деле она не из золота, а из латуни, бронзы и хрусталя [38]. Франция, XIX век. Антикварный салон "Звенигород".

В век Просвещения даже чайники знали философов в лицо. Франция, конец XVIII века [39]. Антикварный салон "Русская усадьба".

Часы, напротив, большие и помпезные, как и все в эпоху ампира. Стекло, алмазная грань, бронза с позолотой [40]. Россия, XIX век. Антикварный салон на Петровке.


Однодверный шкафчик с росписью и позолотой [41]. Россия, середина XVIII века. Маленький и изящный, как и все в эпоху рококо. Антикварный салон "Акант".

Не буфет и не сервант, а поставец - именно так назывались шкафы для хранения посуды в те далекие времена. Этот сделан из сосны и расписан темперой [42]. Особенно ценен, потому что мебели конца XVII - начала XVIII века сохранилось крайне мало. Антикварный салон "Русская усадьба".

Ремесленная роспись в современном контексте воспринимается как продвинутый дизайн. Поэтому такой бокал [43] может быть сейчас остромодным. Европа, XIX век. Антикварно-букинистический магазин "Лавка книголюба".


Штофы для вина [44]. На самом деле налить в них можно все, что угодно: за рубиновым стеклом и серебряной оплеткой любой напиток будет выглядеть вполне благородно. Предположительно Англия, конец XIX - начало XX века. Антикварный салон "Метрополь".

Со времен Второй империи и до появления ар нуво смешение стилей считалось хорошим вкусом (впрочем, как и сейчас). Тогда мастерам ничего не стоило позаимствовать резное панно для спинки кровати у ренессанса, а ножки в виде крылатых львов у ампира [45]. Франция, конец XIX века. Салон-галерея "Московский антиквар".

Это довольно скромное зеркало из золоченой и патинированной латуни [46] принадлежало не кому-нибудь, а царской семье, о чем недвусмысленно свидетельствует монограмма Александра III.


Россия, 4-я четверть XIX века. Антикварный салон "Демак".

В зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце, как ни странно, вовсе не смерть Кощея Бессмертного, а две рюмки. Серебряное пасхальное яйцо [47, 48]. Россия, XIX век. Антикварный салон "Ампир Лимитед".

Маленькая серебряная чарка с большой ручкой, которая в прошлой своей жизни была монетой 1735 года с портретом Екатерины II и двуглавым орлом [49]. Россия, конец XIX века. Антикварный салон "Метрополь".


Космический носорог - плод воображения Сальвадора Дали [50]. Владельцы скульптуры утверждают, что это оригинал, созданный сюрреалистическим гением в 1956 году. Антикварный салон "Метрополь".

Серебряный ликерный набор [51]. Россия. Антикварный салон "Елисей".

Кожаное кресло с металлическим рогом в роли единственной ножки придумал Филипп Старк в 1983 году [52]. Возможно, антикварная ценность его объясняется тем, что все остальные единороги давно уже исчезли с лица земли. Галерея Lumi Collection.




ДРУГИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ









Материалы подготовила: Евгения Шуэр, Анна Плотникова  Фото: Сергей Моргунов, Екатерина Моргунова 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100