Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  N8 (42) 2000  /  тема номера  /  

































Прозрачная архитектура дома

версия для печати
Журнал: N8 (42) 2000 / тема номера

В архитектуре стекло начали активно использовать в XIX веке. В ходе промышленной революции этот материал вошел в моду и постепенно приобрел необычайную популярность, особенно благодаря внедрению металлических конструкций. Во второй половине века появилось множество зданий со стеклянной кровлей, позволяющей в полной мере использовать естественное освещение - торговые пассажи, вокзалы, выставочные павильоны. Они одновременно напоминали и об античных атриумах, и о готических витражах. Вспомним московский ГУМ, парижский вокзал Д'Орсэ, преобразованный в музей искусств, миланскую галерею Виктора Эммануила II. Ажурные геометричные своды, арки и купола стали характерным элементом архитектуры из стекла и металла. А в конце XIX века стекло "перекинулось" на фасады. Воображение современников было поражено сверкающими небоскребами Америки

Иначе говоря, архитектурный материал, который мы считаем суперсовременным, высокотехнологичным, имеет многолетнюю историю.
Но ведь это свидетельствует о его достоинствах и преимуществах, а не о нашей ошибке. Стекло - материал нужный и любимый, а потому развивающийся. Непрерывно велась и ведется работа по созданию стекла с заданными свойствами: сверхпрочное и безопасное, звуконепроницаемое и огнестойкое... Сегодня в мире насчитывается уже около 55 видов этого материала (в нашей стране их значительно меньше).

Расширялись и сферы применения стекла. Все начиналось с экстерьеров общественных и коммерческих зданий, но в конце концов дело дошло и до дизайна частных интерьеров.
Теперь из этого материала можно сделать настоящий "хрустальный" дворец, где полы, потолки, стены, перегородки, балконы, балки, межэтажные перекрытия, мебель и сантехника будут совершенно прозрачными. Или цветными, или матовыми... Стеклянными!!! Лучшим подтверждением этой утопической идеи станут спроектированные российскими архитекторами реальные объекты, которые вы увидите в нашей статье.

Начнем с лестницы. Тем более, что мы имеем возможность представить вам, уважаемый читатель, несколько превосходных образцов. Благодаря их разнообразию вы сами сможете убедиться в огромном эстетическом и конструктивном потенциале нашего материала.

В последнем проекте архитектора Уборевича-Боровского стеклянная лестница - центр всей композиции. "Мы задумали сделать очень современный интерьер, - говорит автор. - Небольшая площадь квартиры разбита сложной планировкой, сердцевиной которой стала лестница. Вокруг нее формируется пространство, к ней приковано все внимание, поэтому она должна быть чрезвычайно интересной.
Когда встал вопрос о выборе материала, мрамор и дерево были отвергнуты как слишком традиционные. И мы остановились на стекле. Поскольку квартира яркая, и в ней активно используется цвет, то остановились на фиолетовом мультиплексе (клееное многослойное стекло, цвет которому придает слой полимера - Л. К.). Когда идешь по стеклянной лестнице, все равно остается некоторое чувство опасности. Ради психологического комфорта и ощущения твердости к стеклянным ступенькам приклеена металлическая сетка. Еще одна особенность этой лестницы - в ней нет и двух одинаковых ступенек". По мнению Уборевича-Боровского, эксперимент со стеклом удался: "Я очень люблю стекло, считаю, что это материал архитектурный, тектонический. И его нужно максимально использовать в интерьере".

Стеклянная лестница для бассейна работы архитектора Романа Летяева крайне интересна и с точки зрения замысла, и с точки зрения воплощения. Стекло и вода семантически родственны, поскольку оба вещества прозрачны.
"Стоя перед лестницей бассейна, словно оказываешься перед застывшей массой воды. А в бассейн попадаешь, восходя по "твердой воде". Эта острота эмоций поддерживается и с помощью боковых проемов в бетонной стене. Через них видно пространство над бассейном и опять-таки "разрезанная" толща воды. Техническая же сложность этой красивой (немного фантасмагорической и слегка эротической) идеи Романа Летяева заключалась в том, что использование различных материалов (стекла и бетона) требовало большой точности работ во избежание деформации и последующей течи бассейна.
Третий проект, о котором хотелось бы рассказать, еще не воплощен, но очень интересен. Принадлежит он архитектору Алексею Козырю, известному своей приверженностью стеклу и металлу. Благодаря подобным "сумасшедшим" идеям и развивается наша архитектура. Да и нашим изготовителям приходится вытягивать себя за волосы из болота. Скажем, три года назад, когда Козырю захотелось перекинуть гнутый мостик над кроватью(!), заказ пришлось выполнять в Италии. Сегодня гнутое стекло можно сделать и в Москве. Итак, лестницы подобной той, что придумал Алексей, по его словам, у нас еще не делали, хотя сам принцип - не его изобретение. Линейная лестница не крепится к стене, а представляет собой самонесущую конструкцию, похожую на корпус яхты. Этим достигается ее необычайная визуальная легкость и воздушность, которых и добивался автор.

Эффект легкости и в то же время насыщенности пространства получен благодаря использованию стекла и в интерьере архитектора Евгении Кондратьевой. Балкон должен был расширить проход над гостиной.
Удачно выбранный материал позволил избежать ощущения его мрачного нависания; напротив, интерьер выглядит очень свежо и оригинально. С помощью стекла (и благодаря его прекрасной сочетаемости с другими материалами) архитектору удалось также выйти из затруднительной ситуации и справиться с сугубо практической проблемой. Купленная кухонная мебель оказалась несколько уже отведенного ей пространства. Оно-то и было заполнено стеклянным шкафчиком.

Архитектор Павел Романов виртуозно решил аналогичную практическую задачу с обратным условием: при недостатке места он спрятал выдвижной шкаф под лестницу. Поскольку лестница - стеклянная, то и пространство под ней должно быть проницаемым для взора. Одежда, висящая в гардеробе, красуется будто в витрине магазина и видна как обитателям дома, так и гостям. Что ж, это вполне соответствует тенденциям в моде и дизайне (вспомним прозрачную обувь, надувное прозрачное кресло фирмы ZANOTTA или Центр Помпиду в Париже).
Стеклянный балкон - это круто. Но еще сильнее поражает воображение прозрачный пол- потолок, разделяющий два этажа. В доме, спроектированном Владимиром Воробьевым, установлено стеклянное межэтажное перекрытие между бассейном и гостиной. Чувствуете тенденцию? Почему-то всем нравится подглядывать за купающимися. А может, генетическая память заговорила - "все мы вышли из воды-ы-ы". Грядет еще более грандиозный проект Михаила Посевкина, где стеклянный пол будет простираться над бассейном с высотой помещения в 3,6 метра. Ну, это вообще для небожителей: этакий Зевес станет взирать с высоты своего Олимпа на бултыхающихся людишек.

По словам представителей "Штивера", ведущей фирмы по изготовлению архитектурного стекла, потолок может быть дополнен стеклянными же балками и колоннами. Кстати, абсолютно прозрачная колонна высотой 2,5 метра ими уже была изготовлена и благополучно установлена.

Но давайте немного остудим разгоряченное воображение вещами более спокойными и земными.
Вот что говорит Вадим Греков, активно использующий стекло в своих проектах: "Несомненно, это очень современный материал. Но суть в другом - он позволяет свободно обращаться с основной формой. Благодаря ему можно дополнять пространство функциональными вещами, которые не привлекают к себе столько внимания, сколько дерево или камень. Ведь они такие весомые, осязаемые, что даже малая форма начинает активно работать.

В одной из новых квартир из стекла сделаны двери и перегородки. Разделяя функционально, они сохраняют целостность пространства. В данном случае это очень важно, поскольку квартира обращена к трем сторонам света. Благодаря стеклу, разделяющему кухню, гостиную и спальню, жилые помещения весь день залиты равномерным естественным светом. Например, встроенная стеклянная перегородка между спальней и гостиной абсолютно светопроницаема, но не прозрачна.

Бесконечное пространство - моя излюбленная тема. Она присутствует и в дизайне последнего загородного дома.
В нем можно беспрепятственно двигаться по кругу; но хотелось разомкнуть еще и вертикаль. Так появился зеркальный колодец, в котором отражается небо, видимое сквозь стеклянный фонарь". Ну вот, опять пошла метафизика, и почва выбита из-под ног. Видимо, у стекла такая природа, и иначе не получается. Вадим Греков называет свою находку с зеркальным колодцем формальным решением (в смысле формы, а не формальности), однако внезапно разверзающаяся под ногами бесконечность неба дает весьма реальные ощущения.

Кстати, Вадим Греков и, независимо от него, молодой архитектор фирмы "Конгресс" Юлия Струнникова параллельно сделали небольшое открытие в сфере использования нашего материала. Оба воплотили в стекле экраны для радиаторов системы отопления.

А вот еще одно свежее решение, заслуживающее вашего внимания, уважаемые читатели. Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин в квартире-студии оградили кухню стеклянными подъемными панелями.
Хозяева очень довольны: квартира выглядит просторной, но при этом в гостиной не витают ароматы готовящейся еды.

Скажем, для Козыря и Грекова стекло концептуально осмысленно как архитектурный материал, который именно так, а не иначе ведет себя в пространстве. Гнутое, цветное или художественное стекло для них интересно в гораздо меньшей степени. Иначе и не может быть, ведь всякая концепция одновременно и открывает, и закрывает определенные возможности. Поэтому, несмотря на авторитеты, мы все же поговорим о художественном стекле и технологии фьюзинга.

Фьюзинг - это термическое сплавление кусочков стекла в специальной печи. В результате чего получается красочное полотно, напоминающее витраж, но без металлических перегородок между стеклянными фрагментами.
По этому принципу могут быть изготовлены двери, стены, полки, зеркала, потолки, плафоны, столешницы. Помимо цветности здесь задействуются также фактура и объем материала. Получаются удивительно красивые и поэтичные вещи, о которых позволительно говорить как о произведениях искусства. Так, именно благодаря художникам по стеклу Наталье Мардарь и Нине Никоненко фьюзинг превратился в отдельное направление деятельности фирмы "Стекло и мир". Сейчас в Москве существует множество фирм, которые работают по этой технологии.

Архитектурное стекло - необычайно популярная нынче тема. За несколько последних лет наши архитекторы значительно шире стали использовать этот актуальный материал в проектировании интерьеров, выросли и возможности по осуществлению их заказов российскими изготовителями. Но то ли еще будет!


Текст: Людмила Кришталева  Фото: Валентин Скляров, Алексей Князев, Евгений Лучин, Виталий Нефедов, Зинон Разутдинов, Евгений Швед 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100