Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  Декор (N5 (83) 2004)  /  четыре комнаты  /  

Механическая хронология

версия для печати
Журнал: Декор (N5 (83) 2004) / четыре комнаты

Внешний вид, размер и принцип действия часов определяются отношением человека ко времени. Часы могут быть легкомысленными и деловыми, изящными и строгими, торопливыми и спокойными, пунктуальными и не очень. Античные люди жили не спеша, и их время степенно двигалось вместе с Солнцем. Средневековые часовые башни медленно, но верно отмеряли, сколько осталось до страшного суда, и возвещали его приближение колокольным звоном. Ученые Ренессанса занялись точным расчетом времени, а реформация, запустившая быстрый и компактный часовой механизм, создала современное представление о времени и о часах. Они стали отмерять отрезки работы и отдыха. Соответственно, главными свойствами стали функциональность и красота.

Эра малогабаритных хронометров началась в XVI веке. Часы перебрались со стен и башен на столы и в карманы. В принципе пружинный привод был придуман еще в XIII веке для движущихся фигур-автоматов. А самыми старыми пружинными часами считается полуметровый настольный готический собор, который отлили в бронзе для бургундского герцога Филиппа Доброго в 1430 году.

Однако бум пружинных часов начался позже, после изобретения плоской пружины, заменившей гирю, нюрнбергским мастером Генлейном. В учебнике Коклеуса, изданном в 1512 году, о нем говорится: "Молодой мужчина, Петр Генлейн, конструирует приборы, которые удивляют самых талантливых математиков, так как он из куска железа производит хорологию со многими колесами". Скрученный кусочек металла перевернул технические и эстетические представления о часах, и по Европе быстро распространилась мода на небольшие хронометры.

Вместо оружейников и слесарей часами занялись профессиональные часовщики и ювелиры. Первыми завоевали популярность яйцевидные футляры с откидной крышкой. У таких часов была только одна стрелка, а латунные корпус и циферблат с римскими цифрами декорировались орнаментом.

Преуспели в изготовлении малогабаритных устройств прежде всего деловые протестанты. Во всяком случае, во Франции в протестантском Блуа находился главный часовой центр Европы, пока в 1685 году после Нантского эдикта протестантов оттуда не изгнали. Они перебрались в Швейцарию, и та уже в следующем столетии превратилась в главную часовую державу.

Расцвет часового дизайна пришелся на XVII  век. Часы обзавелись минутной стрелкой и стали выпускаться в виде книг, крестов, черепов, музыкальных инструментов, птиц, животных, цветов, сосудов и т. д. Англичане начали делать ныне классические настольные часы в строгих деревянных ящиках. Французы предпочитали пышные, богато декорированные бронзовые корпуса. Швейцарцы прославились эффектными хрустальными футлярами с тонкой гравировкой.

К концу XVII века голландский физик Христан Гюйгенс создал маятниковый механизм, который используется в производстве до сих пор. Точность часов значительно выросла, а техническая начинка оказалась самостоятельной эстетической ценностью. Изобретатели немедленно увлеклись конкурсом на самый оригинальный маятниковый механизм. Хитроумные машины с тех пор не прятались в коробки, а аккуратно прикрывались стеклянными колпаками, чтобы владелец мог насладиться зрелищем изящно уходящего времени.

Начало эпохи наручных часов пришлось на середину XIX века. Две знаменитые швейцарские фирмы BREGUET и PATEK PHILIPPE спорят за первенство в этом деле. Довольно долго, кстати, считалось, что легкомысленные наручные часы прилично носить лишь женщинам, а солидные господа пользуются хронометрами карманными. Тем временем с настольными часами происходило мало интересного. Как и в архитектуре, здесь господствовали исторические стили, причем особенно популярны были имитации под рококо и ренессанс, а к концу века часами всерьез занялся модерн.

Появление в прошлом веке кварцевой технологии, с одной стороны, открыло перед дизайнерами неограниченные возможности, но с другой - стремительно меняющаяся мода обесценила их достижения. Неудивительно, что производители дорогих уникальных часов предпочитают консервативный дизайн и старинную механическую технологию.


Текст: Александр Медведев  Фото: Кирилл Овчинников  Стилист: Анна Плотникова, Нина Махмурова 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100