Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  N3 (81) 2004  /  дизайн и оформление  /  

















































Все спят

версия для печати
Журнал: N3 (81) 2004 / дизайн и оформление

Сон - это то, что уравнивает всех, сказал Сервантес в 1615-м. Сон - это то, что заменяет обед, сказал Дюма в 1844-м. Сон - это... Что сказал Фрейд, вы знаете сами. Сон - это самое большое удовольствие, которое у нас есть, потому что именно его нам сейчас больше всего не хватает, говорят современные дизайнеры и придумывают: 1) спальни консервативные классические, 2) спальни современные авангардистские, 3) спальни концептуальные философские. На любой стиль, цвет и вкус: в таких вы точно не уснете...

Спальная философия (как мы ее себе представляем)
В последнее время очень много "спальных" концепций. На каждой мебельной, аксессуарной или текстильной выставке, стоит только поискать, обязательно найдется хотя бы один некоммерческий проект, в котором есть спальня.

Спальни придумывают чаще, чем гостиные и прихожие, чаще, чем даже кухни. Это вовсе не означает, что все прочие комнаты никого больше не интересуют, просто на спальни нынче мода. Спальня - главное "лакомство" дизайнеров романтических, коммерческих и концептуальных. Сейчас особенно последних, считающих, и небезосновательно, что в этой сфере срочно нужно делать up-grade.

Он, собственно, состоит в следующем. Спальня должна быть максимально большой, лучше - огромной. Ни о какой интимности пространства речи не идет. Центр спальни занимает кровать. Из мебели, кроме кровати, допускается огромная система хранения (язык не поворачивается шкафом назвать) у самых несдержанных. У сдержанных - обвалившаяся штукатурка, каменный пол, роспись и легкие, обязательно прозрачные занавеси. Это декор. Спальни нынче принято объединять с ванными и бассейнами - вариант почти классический, но с той лишь разницей, что стен сегодня между ними нет.

1. Кровать, напоминающая больничную койку на двоих, тумбочки неопределенного назначения - это декоратор Симоне Микеле, фотографии на стенах - Маурицио Маркато. Вместе - проект "Все за одну ночь". Мужчина и женщина на фотографии, символы мужского и женского начал на рисунке обоев - эффектно и просто

2. Каменный дом
La casa di pietra, или "Дом из камня", - так назывался проект дизайнеров Людовики и Роберто Паломба, придуманный ими в сотрудничестве с Marmomacc. Стены и пол в "доме" выложены камнем, мебель создана известными дизайнерами. Людовика и Роберто пытались найти равновесие между натуральным и искусственным, декоративным и простым, цветным и бесцветным, не забывая о самобытности. Результат поисков выглядит достаточно мрачно, хотя и стильно до необычайности. Участники проекта: Antoni Luigi&C., Bosa, Cappellini, Castagnari, Curvet Group Holding, Galleria Blanchaert, Gallotti&Radice, Gaudenzi, Hoesch Bagno, Isa, Lema, Mobilia International, Non Solo Arte, P.R.E.A., Pelle'...il pavimento in pelle, Poltrona Frau, Schiffini Mobili Cucine, Stone Italiana, Tai Ping Carpet Europe, Viabizzuno, Zanotta

3. Старые стены
Вариант для романтических натур. Пол из каменных плит, арки, облупившаяся штукатурка и огромная кровать, напоминающая татами, посередине. Автор - Паола Навоне, инициатор оформления старых стен новыми вещами - производитель этих новых вещей Molteni&Dada, место - полуразрушенная Вилла Торлониа неподалеку от Римини. Кроме Навоне в оформлении виллы участвовали Альдо Росси, Афра и Тобиа Скарпа, Ханс Веттштейн - и все сделали спальни. Что закономерно: востребованная в последние годы идея смешивать старое и новое особенно органична в спальнях - старые стены действуют облагораживающе и почти полностью заменяют декор, хотя у Навоне в роли декора необычайно живописные галстуки в коробочках

4. За двумя зайцами
Похоже, дизайнеры сами не могут решить, как им воспринимать классику - с пиететом или без, и если без - то какую степень иронии они могут себе позволить. Результат напоминает письменную работу ученика, который не знает, писать "не" слитно или раздельно, и пишет так, чтобы никто не догадался. Впрочем, в данном случае принцип "и нашим, и вашим" оправдан, так как вдвое увеличивает target group. Люди с чувством юмора покупают такие вещи, потому что это ужасно смешно, без - потому что ужасно серьезно. Как, по-вашему, что имел в виду Марио Чероли, придумав для Mirabili эту кровать с трогательным названием "Ангелочки"?

5. Над облаками
Sleep&Dream ("Сон и сновидения") - размышления на тему спального текстиля. Создатели проекта показывали постельное белье и сопутствующие малые формы: жалюзи, абажуры и прочие необязательные, но трогательные вещицы. Все было мило и романтично: кровати с занавесками из перышек, пуховики и перины из "Принцессы на горошине", детские кроватки в мишках с такими же мишками-игрушками в качестве аксессуаров. Квинтэссенция - этакая помесь Шекспира и Антониони: постельное белье цвета неба и вместо фона заоблачные дали на жалюзи

Консервативный подход: классические спальни
Насчет того, что сейчас модно в классических спальнях, есть две точки зрения. Первая гласит, что из исторических стилей сегодня актуален ар деко (по законам жанра пришедший на смену модерну, который был востребован в прошлом году), вторая - что тенденций в классике нет, а есть соответствие психологическим типам (артистические натуры предпочитают модерн, организованные люди - неоклассицизм и т.д.). Но классика тем и хороша, что исключений здесь больше, чем правил, а следовательно, моды нет как таковой. Зато есть модные детали - перышки, розочки и все такое прочее, аккуратно поступающие из мира фэшн раз в сезон. Во многом благодаря им нынешние классические спальни - чистая фикция. Лет 100-200-300 назад все это выглядело совсем иначе (как - читайте далее в исторической справке).

От старины остались пастухи и пастушки, ковры с Людовиками в райских кущах, вышивки, зеркала, картины и прочее, что ностальгирующие потомки истолковали на новый лад. Милее всего в классике - именно эти детально-концептуальные неточности: кровать с балдахином в современных габаритов спальне, абажуры с надписями "пером", полосатые матрасы... Они-то и наводят на мысль, что здесь подвизались самые остроумные дизайнеры и самые смелые заказчики, поскольку надо быть по-настоящему уверенным в себе человеком, чтобы спать на ложе из слоновой кости в мире, где главным достоинством интерьера по-прежнему считается пустота.

6. Архитекторы
Татьяна Расторгуева Валентин Шендяпин
Поставка мебели и комплектация - "Два Дома"
Моды на высокое искусство быть не может, оно уникально всегда. Хорошо сделанная классика похожа на Haute Couture: она ориентирована на конкретный интерьер, конкретные пропорции и конкретные вкусы заказчика... Сегодня городской житель не избалован разнообразной визуальной художественной информацией, поэтому у классики в Москве появилась еще одна цель - удовлетворить насущную потребность в красоте.

7. Архитектор
Татьяна Божовская

Настоящий дизайнер должен любить роскошь. Может быть, в роскоши много излишеств, но лишнего нет ничего. Заказчица этого интерьера, руководитель крупной фирмы, работает в совсем не женской сфере бизнеса. Вероятно, этим продиктован выбор стиля. Она называет свою квартиру "мой маленький дворец". Балдахин над кроватью сейчас, кажется, воспринимается как атавизм, но в данном интерьере он создает ощущение неги, комфорта, абсолютной защищенности, утонченного удовольствия...


Были времена, когда в русском лексиконе не существовало слова "спальня", а иностранное слово "мебель" даже в конце XIX века в народной среде произносилось как "небыль". В Древней Руси предметы интерьера были встроенными и сооружались одновременно со строительством дома. Местом для сна служили полати - своеобразные полки под потолком, пристенные лавки, а позднее - сундуки. Дворец от избы мало чем отличался, разве что лавки там покрывали сукном, бархатом и заморскими коврами. Первое известное нам изображение кровати сохранилось в летописи XV в. Она представляла собой ящик на четырех столбах.

Когда в XVII веке царь Алексей Михайлович возвел в Москве из камня Теремной дворец, он закупил за границей обитые бархатом кресла, столы и несколько кроватей, по образцу которых стали работать русские мастера "кроватного убора" Оружейной палаты. По государеву указу сделали они для опочивальни вызолоченное резное ложе с высоким балдахином, как у других просвещенных монархов.

Его наследник Петр I регламентировал убранство "приютов Морфея" по голландскому образцу. Стены спальни императора были обтянуты выбеленным холстом. Простую сосновую кровать он сделал своими руками. Украшением комнаты служили венецианское зеркало, буфет с китайскими чашками и морской пейзаж.

Пышность русского барокко находила воплощение в живописи потолка, зеркальном оформлении стен, обилии золота и хрусталя, крашеной и расписной легкой мебели с цветочной обивкой.

Парадные спальни ценились дорого, их готовили в приданое царевнам и богатым девицам. Даже молодая Екатерина II не могла себе позволить лишний спальный гарнитур и при переезде из Зимнего в Летний дворец везла с собой кровати, канапе и комоды. Заботясь о парадной опочивальне своего внука Александра I, предусмотрительная императрица заказала тульским оружейникам уникальную кровать с балдахином из синей стали с золотом, фестонами и алмазными вставками. А к его свадьбе была создана Хрустальная спальня, где стены, пол и потолок были облицованы сверкающими гранеными пластинами и мебель имела хрустальные ножки. Роскошные чертоги между тем служили "для славы Российской", а спали самодержцы в маленьких комнатах, где умещались кровать, "туалет" с зеркалом, переносные столики, иногда небольшой письменный стол, как у Екатерины Великой, которая в своей личной спальне "слушала дела".

Начало XIX века - время строгого ампира. На стенах - непременные лепные гирлянды из листьев аканта и лавра, подвешенные на лентах с бантом. Амуры, сатиры, грифоны, сфинксы, медальоны и драпировки стали излюбленными сюжетами лепных фризов. Спальные гарнитуры из красного дерева и карельской березы, декорированные "античными" латунными накладками, включали в себя стулья с ажурными спинками, легкие комоды, обитые атласом кушетки и полированные кровати. Стендаль, побывав в Москве, писал, что красота русских интерьеров "превосходит все, что знает Париж".

Модные журналы конца XIX века рекомендовали интерьеры в китайском, египетском и готическом стилях. Романтические натуры смешивали в своих спальнях разностильные предметы, не забывая между тем о комфорте и удобстве. Так, "Вестник моды" в 1888 году предлагал следующий вариант: над кроватью в духе Генриха II возвышался балдахин из атласа цвета старого золота с вышивкой крученым шелком. Зеркало и камин были украшены драпировками с такой же вышивкой. На камине - бронзовые вазы. Тут же - несколько кресел в стиле Людовика XIII. На одной из стен висели фамильные портреты и оружие, на другой разместились несколько мандолин и цыганский бубен. "Эта комната - настоящий маленький музей, полный прелестных вещей. Что касается стиля всей обстановки, то он не выдержан строго, потому что любители в настоящее время окружают себя вещами всякого стиля и всех времен, обращая внимание на то, чтобы вещь была незаурядная по своему художественному и элегантному виду или старинная и редкая".

К концу века в спальнях появились пружинные матрасы, бумажные обои и электрические светильники, но в них по-прежнему царил дух подражательности и эклектизма, воспроизведенный в той мере, в которой позволяла состоятельность их обитателей, среди которых появились люди разных социальных слоев, придавшие новые черты приватным интерьерам.

8. Современный подход: авангардистские спальни
Говорим "спальня", подразумеваем "кровать" - вот первый принцип спален не классических. Объяснение простое: кровати сейчас такие огромные, что на каждой из них можно легко разместить футбольную команду, но поставить в комнате что-то, кроме кровати, уже нельзя (или можно, но мало). Игра масштабов не ограничивается объемами. Под влиянием Японии или в результате всеобщего увлечения высоким-низким кровати едва возвышаются над полом. Традиционных элементов - свечей, зеркал, картин - практически нет. Если есть - то без эффекта интимности и теплоты, свойственных тем же свечам-зеркалам-картинам в классике. Цвета в спальнях - определенные и контрастные (белый, красный, черный вместе и по отдельности). Хорошим тоном считается стиль унисекс - интересный, но, как правило, неуютный. Поэтому для людей, которые не любят классику, но считают спальню местом уютно-личным, экзотика - единственная альтернатива.

9, 10. Архитектор Георгий Капорин
Мне удобнее работать с заказчиками в современном ключе. Такие люди ясно понимают свои желания и уверенно принимают предложенные варианты интерьеров, без сомнений, которые в основном свойственны людям, заказывающим классику. В этом случае благодатная ситуация сложилась изначально: новый дом, овальный в плане. Квартира со скругленной внешней стеной, и после нарезки комнат спальня получилась пузато-треугольной. Спальня решена легко, на основе простых мебельных форм. Открытые цвета были выбраны по желанию заказчика.


11. Архитекторы
Ольга Фоминова, Татьяна Гудкова
Это спальня молодой супружеской пары. Перед архитекторами ставилась задача сделать эффектный проект недорогими средствами. Планировка, цвет, свет (три режима освещения), декор сделали проект интересным и комфортным для заказчиков.

12. Декоратор
Юлия Рева

Спальня выдержана в японском стиле. Она отличается от всех остальных комнат, что подчеркивает ее особое положение в доме как места релаксации и восстановления сил. В ее оформлении использовались только натуральные материалы: дерево, бамбук, шелк. Керамика была изготовлена по образцу древних японских сосудов известными киевскими керамистами Надеждой и Сергеем Козак.


Ведущая рубрики: Диляра Мурадова 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100