Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  N3 (70) 2003  /  мнение  /  

















Российские архитекторы о гостиных

версия для печати
Журнал: N3 (70) 2003 / мнение

Что такое современная гостиная? Журнал SALON провел блиц-опрос среди российских архитекторов. Поскольку функцией гостиной был и остается прием гостей, сам собой разговор коснулся и мебельной "архитектуры". Итак, мы публикуем 10 частных мнений о частном доме

Дмитрий Быков:
"Здесь не изобрести ничего нового"

Salon: В Ваших квартирах, например "египетской", опубликованной в "Салоне", пространство в целом (и гостиной как его части) - обобщенное, взаимопроникающее и взаимозависимое. Вы не собираетесь отойти от этого стереотипа?

 - Я бы не назвал это стереотипом, каждый раз это ответ на поставленную задачу. Если, например, человек приходит и говорит, что ему нравится, как организована русская усадьба, понятно, что он имеет в виду локальные небольшие пространства и анфиладное расположение помещений.
Если приходят люди, которые хотят единого большого пространства, тогда мы создаем для них соответствующий проект...

S: Вас радует, когда заказчики хотят, чтобы гостиная была собственно пространством?

 - Было бы странно радоваться или огорчаться. Если пространство организовано функционально - неважно, маленькое оно или большое, - это уже хорошо. Если оно обладает некими эстетическими характеристиками, которые напрямую связаны с функцией, - еще лучше. Гостиная - место для общения семьи друг с другом, с гостями, с тем же телевизором. Плюс при больших гостиных туда вклинивается зона столовой, что логично. Плюс маленькая зона в уголке, где можно было бы вязать, читать, что-то делать и при этом не чувствовать себя в центре внимания. Крайне редко люди просят установить музыкальный инструмент... Здесь не изобрести ничего нового.

Дмитрий Величкин:
"Функций гостиной с XIX века пока никто не отменял"

 - В классическом понимании буржуа гостиная - это семейная комната... Здесь надо пояснить. В комфортном буржуазном доме может быть не одна, а несколько так называемых тематических гостиных: каминная, диванная, курительная комната, музыкальный салон, зеленая комната (зимний сад), бильярдная (в ней уместны диванные группы), детская гостиная (она же игровая), мини-театр со сценой и местами для зрителей, предназначенный для домашних спектаклей... Этих функций гостиной с XIX века пока никто не отменял. Если говорить о тенденциях современной гостиной, то здесь я вижу две традиции - европейскую и американскую. Европейская традиция - это дифференцированные пространства, в том числе традиционная столовая для семейных ужинов, не обязательно связанная с гостиной. Американская традиция предполагает open spaсe - демократический способ жизни в квартире-студии, что подходит для людей, не обремененных семьей.

Антон Надточий:
"Можно при желании устроить там СПА, декоративный свет, музыку. Вариантов много"

 - Для меня основным является многофункциональность пространства. Мы часто делаем гостиную, "открытую" в столовую и кухню; иногда в гостиную выходят кабинеты, отделенные перегородками. Мы любим использовать раздвижные полупрозрачные перегородки, получая таким образом трансформируемое пространство. За стеклянной ширмой можно скрыть помещение домашнего кинотеатра. Как дополнительный элемент гостиной хорошо использовать камин. Прежде всего нас интересует удобство, комфорт. Для одного из наших заказчиков, например, мы оборудовали гостиную дискотечным светом. Для кого-то, наверное, это необычно, для него же - весьма комфортно.
Кроме того, мы используем интересную дизайнерскую мебель. Так, диван-конструктор от EDRA позволяет одну секцию делать откатной. Мягкая мебель с такими характеристиками помогает разграничить гостиную на зоны. Современная гостиная должна быть технически изощренной, а техника - дизайнерской. Желателен красивый вид из окна. Мне нравятся панорамные окна до пола. Конечно, они лучше смотрятся в домах, где есть возможность не только полюбоваться видом, но и выйти на террасу. Мы делаем сейчас подобную гостиную в пентхаусе. Она целиком стремится "раскрыться" на улицу: стекла без видимых направляющих сдвигаются целиком в сторону, то есть человек, находящийся в гостиной, испытывает ощущение, что он находится на улице. Гостиная образует единое пространство с террасой. На террасе - растения и барбекю. Можно при желании устроить там СПА, декоративный свет, музыку. Вариантов много.

Марина Путиловская:
"Мы делаем ассоциативные интерьеры. Например, гостиная может ассоциироваться с цветущим садом"

S: Вы делаете роскошные интерьеры с большим вкусом. Расскажите, пожалуйста, о Ваших гостиных.

 - Мы делаем дорогой кантри (то есть не "елки-палки"). Наши классические интерьеры, возможно, в чем-то помпезные, но они не оставляют ощущения "дворца". Главное здесь - чувство стиля, а стиль, условно говоря, для нас - это некий freestile.

S: В наше время смешения стилей трудно разобраться, что же такое классика.

 - Уместно будет сопоставить ее с авангардом, который предполагает прежде всего работу с пространством. Классика же проявляет себя в подборе и расстановке мебели по определенным правилам. Мы сочетаем авангардный и классический подходы: современное пространство и классическая мебель.

S: Какую мебель Вы используете и как с ее помощью организуете пространство?

 - PROVASI, FABER, Lucchetta, BAXTER - мы часто используем мебель этих торговых марок. Что касается пространства гостиной, выстраиваем его в соответствии с логикой жизни. Кстати, часто используемый нами стиль ар нуво, его "растительные" орнаментальные формы - это тоже своеобразное восприятие жизни.

Вообще, мы делаем ассоциативные интерьеры. Например, гостиная может ассоциироваться у заказчика с цветущим садом, если на полу мы поместим французский ковер с цветочными и растительными мотивами, а на потолке создадим лепнину "под ковер". Шторы могут ассоциироваться с гротом, по которому течет вода. И так далее, главное - ассоциативный ряд должен быть понятен и приятен заказчику.

Нина Прудникова:
"Залогом успеха является наличие в гостиной высокого потолка"

 - Может быть, это прозвучит парадоксально, но для меня одна из самых важных составляющих современной гостиной - большая плоскость окна с красивым пейзажем за ним. Пейзаж, по сути дела, оказывается включенным в пространство гостиной и влияет на мироощущение людей - и хозяев, и гостей. В идеале вид на такой пейзаж должен открываться не только в загородном доме, но и в городской квартире. Если такой возможности нет, то предпочтительно наличие узких высоких окон, которые также могут придать интерьеру особую парадность. Должна заметить, что залогом успеха является также наличие в гостиной высокого потолка. Декорирование интерьера, на мой взгляд, должен осуществлять сам архитектор. Пусть говорят, что на Западе эти функции поделены между разными людьми, - для меня естественно "заложить" в проект всю декоративную основу интерьера: драпировки, графику, книги, посуду, малые скульптурные формы.
Люблю лампы с абажурами, торшеры. Меньше стала любить галогеновые светильники.

S: Значит, правы те, кто называют Ваши интерьеры английскими?

 - Не соглашусь с таким определением. Я использую только фрагменты этого стиля. Но ведь и сам английский стиль также использует декоративные цитаты других культур: испанские драпировки с густыми цветочными мотивами, восточные ковры и лампы, отдельные этнические предметы...


S: То есть в Ваших гостиных диваны не стоят по стойке смирно напротив друг друга и перпендикулярно камину, как у некоторых педантичных декораторов в их "английских" гостиных?

 - Конечно, нет! Вообще пространство гостиной я обыгрываю всегда по-разному, в зависимости от ситуации. Реже стала объединять кухню с гостиной. С удовольствием поработала бы в стиле русского интерьера конца XIX - начала XX века - в духе музея-усадьбы Чехова, Чайковского, Блока.

Сергей Рогулев:
"Мебель в современной гостиной становится частью архитектуры, символизирующей глобальные идеи"

 - Душа любого дома - гостиная. В гостиной мы общаемся с близкими друзьями, наш образ жизни предопределяет "географию" нашего присутствия в той или иной комнате. Гостиная в моем представлении - некий "ствол" всего "дерева" жилого пространства, соединяющий остальные жилые зоны, будь то кабинет, спальня или кухня. Некоторые из них органично включены в тему гостиной, другие намеренно от нее изолированы. Традиционно ближе всего к гостиной в функциональном смысле находятся кухонная зона и столовая; наиболее отдалены спальня и гигиенический комплекс. Но это - классическая компоновка пространства дома. В современном жилье выбор "рокировки" помещений зависит от пожеланий и фантазий конкретного человека.

Мебель в современной гостиной становится частью архитектуры, символизирующей глобальные идеи. Так, например, банальный "угол" из мягкой мебели превращается в некий "живой ландшафт". Этого впечатления можно достичь, комбинируя различные мягкие и жесткие мебельные модули. А горка или буфет могут легко оказаться элементами стены. Более того, вообще их роль могут выполнять несущие конструкции (пример - стеклянные полочки, встроенные между двумя несущими колоннами).

Левон Айрапетов:
"Гостиная у нас всегда подчинена логике пространства"

 - Гостиная - значимая, может быть, самая важная компонента пространства квартиры. И с точки зрения функции, и с точки зрения смысла. Сначала народ (заказчики) тяготел к "открытым" американским интерьерам со свободным пространством, а теперь метнулся к английским, более "закрытым", создаваемым, на наш взгляд, в большей мере средствами декора, нежели архитектуры. Кстати, сейчас появились хорошие декораторы. И это правильно. Ведь потребителей интерьера много, есть рынок, есть определенная мода, которая меняется. Гостиная у нас всегда подчинена логике пространства - это основной критерий. Гостиные подразделяются по двум признакам - площади и цене. До 100 м, до 200 м, свыше 200 м; по цене от 200 тыс. до 1,5 млн. И свыше 1,5 млн.

S: Вы любите последнюю категорию?

 - Да, это дает простор для творчества. (Смеется.)


Павел Романов:
"Гостиная - своеобразная площадь в городе"

 - Living-room в вольном переводе - комната для жизни. И она "втягивает" в себя все новые и новые функциональные зоны. Гостиную совсем без мягкой мебели представить сложно, и здесь тоже есть структура. Диваны архитектор спроектировать не может. Предметы из дерева, стекла и металла - еще куда ни шло, но мягкую мебель сделать сложно. Заказчик уверен, что мы спроектируем красиво, но насколько удобно будет сидеть на этом кресле или диване, он оценить не в состоянии. Мы предпочитаем в основном две фабрики: B&B и De Sedе. В продукции В&В нас привлекает дизайн. Для них работают Антонио Читтерио и Паола Навоне... да, впрочем, один Читтерио стоит всех. Он архитектор и проектирует предметы как архитектор, то есть если он делает диван, то он у него простой, не претенциозный, максимально удобный.
Кроме того, в таком диване обычно удачно сочетаются цена и качество. У De Sedе - кожаная мебель высокого качества. Мы используем изделия и других мебельных фабрик, например GIORGETTI, но как дополнение к двум названным выше. Говорят, что архитекторы проектируют не квартиры, а города, только живут в этом "городе" 3-5 человек. Мы с этим согласны. Гостиная - своеобразная площадь в этом городе. И, как площадь, она многофункциональна: там, условно говоря, есть ресторан, фонтан, сквер и так далее. Она распространяет свое влияние, вторгаясь в другие помещения и присваивая себе их функции. Расстановка мебели отвечает в этом смысле функции гостиной как "площади". Попробую объяснить... Представим себе пространство гостиной условно в виде квадрата и разместим в одном из углов предмет мягкой мебели. Он будет притягивать вас, как, например, фонтан на площади. Его можно дополнительно акцентировать, но и сам по себе он сильный организующий фактор.

Борис Уборевич-Боровский:
"Гостиная - это информационное поле"

 - В моем понимании гостиная - место сбора всей семьи для отдыха, общения и получения информации (через TV, видео, компьютерные носители). Если ХХ век был веком вещей - веком библиотек, хрусталя, кучи ненужного барахла, то ХХI - век информации, в нем много невещественного, виртуального.

S: Что же из привычных вещей все-таки имеет право на существование в доме?

 - Например, хорошая посуда вполне уместна.

S: Какова функция мягкой мебели в такой "информационной" гостиной?

 - Помимо традиционных функций зонирования пространства, она несет функцию комфортного средства для получения информации (если понимать гостиную как информационное поле).
Мебельный дизайн меняется очень быстро. "Рубленые" диваны, оторванные от плоскости пола, с металлическими ножками, тканевая обивка - все это хорошо выглядит в современном интерьере. Что будет дальше в дизайне мягкой мебели - увидим на Миланском мебельном салоне. Гостиная не должна быть перегружена мебелью. Я разрешил бы для гостиной, например, журнальный столик и небольшой "гарнир" в виде домашней коллекции - винных бутылок, бабочек на стене или чего-либо еще.

S: Так что же такое современная гостиная?

 - Центр всего. Место, где человек, уставший после делового дня, может прилечь с пультом, отдохнуть и получить информацию.

Владимир Фуражкин:
"Сейчас каждый может сделать как хочет любое помещение, в частности гостиную"

S: Каким Вам представляется пространство гостиной и какая мебель должна в нем присутствовать?

 - Легче сказать, чего там быть не должно. Кровати, например.

S: Позвольте Вам возразить: я собственными глазами видела в одном из журналов по интерьеру роскошную кровать в гостиной Микки Рурка.  - Значит, на фото была изображена не гостиная.

S: Я изо всех сил намекаю Вам на то, что гостиная сейчас становится многофункциональной...

 - В том смысле, что сейчас каждый может сделать как хочет любое помещение, в частности гостиную, - это правда. Поэтому я каждый раз делаю гостиную по-разному.
Но есть вещи, которые я особенно люблю. Я считаю, что в гостиной может занять свое место такая, на мой взгляд, парадная вещь, как стол - устраивать воскресные обеды, званые ужины. Дело в том, что роскошный, парадный стиль находит своего заказчика. Но лично меня сейчас увлекает ар деко. У этого стиля значительное прошлое и большое будущее. Он позволяет создавать утонченные, изысканные, роскошные интерьеры. Например, ар нуво в современном интерьере дает ощущение разрыва, зияния между эпохами, даже если его делать искусно, красиво и достоверно.

S: Какой бы Вы сделали гостиную для себя?

 - Для себя я бы сделал студию - большие открытые пространства. На пол положил бы светлый камень, стены покрасил светлой краской, поставил бы кожаные диваны, мебель в стиле ар деко.


Интервью подготовила: Юлия Сахарова  Фото: Полина Вильховская 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100