Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  N2 (69) 2003  /  дом  /  
описание интерьера   |    схема помещения


Архитектор: Александр Плаксиев при участии Фабьен Шиль
и Анны Ермолинской
Дизайн мнтерьеров:
Александр Плаксиев,
Елена Мелещенко, Андрей Ермолинский, Анна Ермолинская ("Архитектурная ассоциация А5")
Строительство: фирма "МДК"
Живопись, графика, скульптура: Частная галерея Марины Гисич

Общая площадь 340 м2













Дом-прихоть, дом-судьба

версия для печати
Журнал: N2 (69) 2003 / дом

Этот дом можно назвать редким примером отечественной архитектурной традиции. Спроектированный как сугубо интеллектуальное упражнение, в отсутствии конкретного заказчика и без особых надежд на реальное воплощение, он являл собой типичный пример "бумажной" архитектуры, уходящей корнями в прошлое и устремленной в будущее, но никак не принадлежащей настоящему. К счастью, настоящее изменилось

"Этот дом был рассчитан на молодую пару - так абстрактно мы представляли себе его возможных владельцев, - рассказывает Александр Плаксиев. - Изначально ему отводилась роль "второго дома", свободного от строгих норм и сложной функциональной программы, необходимых для постоянного жилища.
Идеальным фоном для дома виделся отнюдь не коттеджный поселок, а дикая природа, склон холма, берег реки. Именно поэтому интерьер намеренно открыт в окружающее пространство. Гибкая планировка первого этажа одинаково располагала как к созерцательно-богемному образу жизни, так и к пикантному отдыху вдвоем..." Однако жизнь внесла коррективы. Реальный заказчик, благодаря которому проект дома превратился в собственно дом, намеревался жить в нем постоянно. К тому же его семья превосходила "расчетное число обитателей" ровно вдвое. Все это потребовало существенно изменить проект. Весь функциональный "базис", включающий помещения технического назначения, гардеробные, сауну и бассейн, расположился под землей, для чего в буквальном смысле пришлось надрезать холм.
Наверху осталась лишь легкая архитектурная "надстройка", свободная от функций постоянного жилья.

Безусловно, все эти метаморфозы привели к усложнению плана и изменению внешнего антуража. И если в "прежней редакции" дом можно было сравнивать с гениальным изобретением Коко Шанель, подарившей миру идею маленького черного платья, то теперь возникают иные сравнения и аналогии. "Бумажный" проект обладал всеми признаками дома-прихоти, дома-аксессуара. Реальный дом с развитым цоколем и обширными террасами, стоящий на вершине холма по всем правилам фортификационной архитектуры, можно сравнить с зaмком, крепостью, несмотря на дружелюбный модернистский фасад. В его расположении и в самой архитектуре есть некая отстраненность и созерцательность.
Огромные окна смотрят "поверх голов": в них отражаются не стволы, а верхушки сосен. И хотя в окружающем коттеджном поселке этот дом играет роль архитектурной доминанты, он дарит своим жильцам необходимые свободу и независимость, как и положено настоящему зaмку.

Несомненно, главным достоянием дома является его архитектура. В ней нет дуализма экстерьера и интерьера, она - синкретична, едина, не поддается членению на важное и второстепенное, in & around, упорядоченность искусственной схемы и хаотичность окружающей среды. Зашифрованные в ней образы легко прочитываются в плане. Сложная на первый взгляд композиция помещений - архитектурный "ответ" кубику Рубика, любимой забаве докомпьютерной эпохи - когда, собственно, и создавался проект.
Готовую рассыпаться, как копна волос, композицию плана скрепляет "шпилька" лестничного холла. Елена Мелещенко объясняет: "В то время ассоциация с кубиком Рубика возникала сама по себе, это была азартная головоломка. Но главная интрига - во "вращении" пространства. А "шпилька" - это то, что "фиксирует" момент поворота..."

Архитекторы не скрывают, что в этом проекте их интересовала прежде всего форма. Интерьер же можно отнести к содержанию, главной добродетелью которого является полное соответствие форме. Граница между внешним и внутренним пространством условна. Гостиную от террасы отделяет лишь стеклянная стена, которая и сама по себе - условность, гипертрофированное окно. Эффект слитности интерьера и экстерьера усилен архитектурными средствами, в частности путем сохранения единства конструкций и материалов.
Так, балки, выходящие из интимной зоны дома - спальни, проникают в двусветную гостиную, откуда сквозь стеклянную стену они вырываются наружу. Напольное покрытие гостиной, в свою очередь, словно проскальзывает сквозь стекло и продолжается на террасе.

"На грани солнца и дождя" - таково, по авторской версии, архитектурное кредо дома. Недаром он с такой откровенностью поделен на две половины: "солнечную" венчает солярий, "дождливая" отмечена волной кровли, укрывающей от дождя... Здесь много промежуточного пространства. Это "серое" (по определению Кишо Курокава) пространство - не внутри и не снаружи, это уже не жилая среда, но еще не природа. Площадь террас приблизительно равна площади дома.
Переходы из одной зоны в другую размыты и неопределенны, и подчас невозможно сказать, что это: еще гостиная или уже столовая, или холл. Это "серое пространство" между интерьером и экстерьером, между травой на газоне и полом в гостиной представляет собой особую форму жилой среды, не принадлежащую ни внешнему, ни внутреннему миру и при этом являющуюся неотъемлемой частью того и другого. Иначе говоря, это пространство диалога - диалога с природой на самом краю дождя.

Александр Плаксиев:

"Работу над этим проектом отличал сугубо формалистический подход. Мы отталкивались от формы, которая в дальнейшем продиктовала функцию. Здесь очевидно влияние конструктивизма, на котором выросло мое поколение. Круглое окно, угловое окно - формально конструктивистские приемы. Но этот дом, конечно, не является образцом стиля. Это скорее ностальгия по конструктивизму..."



ДРУГИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ



Текст: Ольга Гвоздева  Фото: Карен Манько 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100