Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  N1 (68) 2003  /  наследие  /  

















Спасо-хаус

версия для печати
Резиденция посла Соединенных Штатов Америки

Журнал: N1 (68) 2003 / наследие

Кроме "антикварной" ценности прелесть старины заключается еще и в том, что каждое здание хранит свою легенду. Неважно, имеет она отношение к действительности или нет.
О знаменитом московском Спасо-хаусе известно множество историй, но наиболее захватывающая прозвучала в "Мастере и Маргарите" Михаила Булгакова. Позже именно этот праздник был описан на страницах "Мастера и Маргариты" как полуночный бал у Воланда

В апреле 1935 года в Спасо-хаусе был устроен торжественный прием под названием "Весенний фестиваль". Это фантастическое действо произвело неизгладимое впечатление на многих присутствующих, среди которых был Михаил Афанасьевич Булгаков. Впрочем, иначе и быть не могло. На вечер из московского зоопарка были привезены звери и несколько сотен певчих птиц, залы утопали в розах и тюльпанах, горели тысячи свечей, повсюду - изобилие экзотической еды и, конечно, реки шампанского.
Позже именно этот праздник был описан на страницах "Мастера и Маргариты" как полуночный бал у Воланда.

"Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром. Внизу она видела громаднейшую швейцарскую с совершенно необъятным камином..." Этот дворец был выстроен перед Первой мировой войной для богатейшего банкира и промышленника Николая Александровича Второва. Над проектом работали архитекторы Владимир Дмитриевич Адамович и Владимир Матвеевич Маят, выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Место под строительство было выбрано самое привлекательное: престижное "дворянское гнездо" в тишине арбатских переулков подле церкви Спаса на Песках, увековеченной Поленовым на картине "Московский дворик". Обсуждая с зодчими стиль своего будущего особняка, Второв просил сделать что-нибудь "ясное, светлое, гармоничное, с признаками античности". Так они и решили - соединить черты классицизма и ампира.

К сожалению, в 1933 году один из фасадов с главным входом был закрыт для обозрения: рядом построили новый корпус концертного зала.
Поэтому вход в дом с того времени - с правого торца. У парадного фасада, выходящего в сад, вместо дверей - изумительная терраса-ротонда, грациозно завуалированная от посторонних глаз расположенными полукругом ионическими колоннами.

Над ротондой - балкон, позади которого - широкая арка с возвышающимся над ней аттиком, характерным для раннего ампира эпохи императора Александра I.

Центром композиции особняка является Большой зал, поражающий своей огромностью. Ионические колонны, почти археологически точные, поддерживают строгий, высокий карниз с могучими цилиндрическими сводами. Над карнизом расположены арки галереи второго этажа. Вверху "парит" гигантский свод с лепной античной гирляндой посередине. В центре - сверкающая хрустальная люстра. Колонны, великолепие лепного декора, изумительная мозаика наборного паркета создают в Большом зале поистине театральный эффект.
Более скромными выглядят бильярдная и библиотека с элементами классической симметрии: кресла с яркой обивкой, парные книжные шкафы, ампирные тумбы красного дерева с бронзовыми головками. Подлинные раритеты - напольные часы фирмы BIRMINGHAM, сделанные в единственном экземпляре.

"Еще, еще, королева Марго, - шептал появившийся рядом Коровьев, - надо облететь залы, чтобы почтенные гости не чувствовали себя брошенными..." Есть смысл вслед за прекрасной Маргаритой проследовать по парадным покоям. Их архитектурные изыски стоят того. К Большому залу примыкает прямоугольная гостиная (сейчас ее называют Музыкальным салоном). В этой комнате невозможно пройти мимо одной детали - небольших, очень изысканных рельефных панно с белыми фигурками, расположенными над высокими арочными зеркалами. Кстати, такую скульптурную пластику нетрудно представить и в современном интерьере. Поскольку уж очень они напоминают фарфоровые изделия знаменитой английской фирмы WEDGWOOD...
Дверь с простым порталом ведет в овальную гостиную. Там снова как бы сменяется эпоха. Восхитительные орнаменты и витиеватая лепнина оформлены в духе рококо. Плоские закругленные ниши в стенах заканчиваются раковинами-рокайлями.

Овальный потолок оправлен в широкую раму фриза, расписанного причудливыми мотивами из сказочного леса, где среди ярких цветов и растений порхают райские птицы. "Маргарита в ту ночь пролетала в зале, показавшемся ей тропическим лесом, - написано у Булгакова. - Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: "Я восхищен!"

Рассказывают, что архитектор Адамович некоторое время работал помощником у Федора Шехтеля. Очевидно, благодаря этому столь немаловажному факту в биографии одного из авторов Спасо- хауса появилась столовая с буфетной, оформленная в стиле модерн.
Двадцать вторым по счету послом, резиденцией которого является Спасо-хаус, стал господин Александер Вершбоу. Каждый новый хозяин этого роскошного дворца вносил в оформление дома что-то новое. Будучи дизайнером- ювелиром, г-жа Лиса Вершбоу, супруга г-на посла, особенно преуспела в декораторском деле.

"И хотя я позволяю себе демократично подходить к вопросам стиля в искусстве, предпочтение отдаю современным формам, - рассказывает г-жа Вершбоу. - Однако, поселившись здесь, я убедилась в мастерстве ваших архитекторов. Смешение архитектурных стилей и исторических периодов, которые можно наблюдать, бродя по московским улочкам, придает русской столице незабываемый колорит. Например, старинная церквушка на нашей площади, являясь бесспорным архитектурным совершенством, не только дополняет Спасо-хаус, но и вместе с ним прекрасно "работает" на эффект старого московского переулка.
Впервые увидев особняк Второва, я была буквально потрясена красотой, роскошью и совершенством, которые присутствуют в каждом архитектурном жесте здания - будь то зеркала напротив друг друга или парадная лестница при входе. Меня интересует все: как живут люди в других странах, как принято оформлять интерьеры, какие предпочтения существуют в дизайне вообще... Это не просто любопытство: я - профессионал. Но у себя, в Америке, я все же предпочитаю современные стили, отвечающие ритму нашей жизни".

Так случилось, что все, построенное в начале XX века, имеет приставку "нео-" - неоклассицизм, неоготика, неоампир... Это игра новых и старых стилей, получившая название эклектики. Игра тонкая, балансирующая на грани допустимого. Разнообразные архитектурные истоки - античное наследие, екатерининский классицизм, александровский ампир - слились в одно рафинированное и необычайно выразительное произведение - особняк на Арбате.


Текст: Татьяна Константинова  Интервью подготовила: Наталья Казакова  Фото: Евгений Лучин 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100