Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  N5 (50) 2001  /  наследие  /  























Резиденция дипломата

версия для печати
Посольство Ливана на Садовой-Самотечной

Журнал: N5 (50) 2001 / наследие

Хорошо сохранившихся архитектурных памятников в России, на первый взгляд, довольно много. Большая часть исторических зданий отдана различным музеям, где предметы искусства, меблировки и роскоши превратились в экспонаты с казенными инвентарными номерами. И мало кому известно, что в особняках посольств иностранных государств интерьеры продолжают жить той жизнью, для которой они, собственно, и предназначены: горят старинные люстры, накрываются столы на множество персон, в анфиладах комнат идут непринужденные беседы...

Особняк под N 14 на Садовой-Самотечной улице, радушный хозяин которого сегодня - посол Ливана в России господин Бутрос Ассакер, представляет особенный интерес. Помимо прекрасного облика здание, построенное в середине ХIХ века, хранит романтическую историю прошлого столетия о любви американца Арманда Хаммера и певички ялтинского кафешантана Ольги Вадиной.

Хаммер-старший, отец Арманда, представлял собой редкий тип человека, в котором уживались коммунистические идеи, социалистические принципы, пролетарский дух и замашки богача - он имел клинику, сеть аптек и жил на широкую ногу. Молодой, дерзкий и расчетливый Арманд, приехав в 1919 году в Россию, с головой и фантастической выгодой для себя окунулся в водоворот революционных завоеваний, став "придворным" (приближенным к самому Ленину) капиталистом. Он научился гениально обогащаться и блефовать, проворачивая многомиллионные сделки.
Вполне естественно, что за пару лет такой жизни Хаммер заработал не только деньги, но и нервное истощение. Узнав об этом, в Москву примчался его отец, Джулиус Хаммер. Сына отправил в Ялту, а сам тем временем стал срочно обустраивать его московский быт.

Вместительный двухэтажный особняк на Садовой-Самотечной, украшенный аттиком с затейливым полукруглым фронтоном, был куплен без особых проблем. В Москву Арманд вернулся с очаровательной молодой женщиной. У Ольги были светлые волосы, античный профиль и глубокий грудной голос. На приеме в американском посольстве Хаммер представил ее как баронессу фон Рут. Она и стала хозяйкой желтого дома, серо-голубого чау-чау и белого пуделя. Дом был большой и удобный. По московскому этикету ХIХ века полагалось иметь несколько гостиных (уж никак не меньше двух): большую, именовавшуюся "залой", и малые, для разных оказий.
В особняке Хаммера арочная анфилада состояла из четырех гостиных. Поэтому неслучайно, что в 20-е годы этот дом считался оазисом московской роскоши. Едва ли не каждый день в нем устраивались вечера с концертами заезжих знаменитостей. Сверкали плечи одетых в вечерние платья дам, мужчины красовались в смокингах, скользившие между гостями слуги разносили шампанское... К счастью, после отъезда четы Хаммеров в Америку их владение отошло Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса и, таким образом, избежало перспективы превратиться в коммуналку. С 1959 года в особняке разместилось посольство Ливана.
А около двух лет назад в этом доме поселился господин Бутрос Ассакер, сменивший прежнего посла. Признаться честно, хозяйство ему досталось весьма обветшалое. Пришлось затевать ремонт. В архивах, к счастью, сохранились чертежи дома. Ибо каждая постройка в Москве благодаря Указу Петра Великого утверждалась полицмейстерской канцелярией, куда в обязательном порядке представлялся чертеж.

- Несмотря на то, что здание реконструировано еще не полностью, я чувствую себя здесь вполне уютно и комфортно, - рассказывает господин Ассакер. - Особенно хорош кабинет: декоративные потолочные балки, изумительные сами по себе, служат еще и шикарным обрамлением живописных полос с экзотическими цветами и фруктами; строгая мебель в стиле неоклассицизма способствует работе. Вообще, этот дом мне очень нравится - он частица русской цивилизации и русской культуры. Наверное, в каждом московском особняке витает русский дух. Я обожаю гулять по старым переулкам и улочкам. Фасады восстановленных домов имеют веселое, очень привлекательное лицо. Пастельные цвета в сочетании с белым просто великолепны!

Изысканности интерьера столовой способствует прозрачная дверь с деревянным, строго геометричным переплетением тяг, внутри которых сверкает хрустальное стекло.
Кроме чисто утилитарного назначения, она призвана визуально увеличивать объем комнат и усиливать поток света, проникающий сквозь стекло в смежную со столовой малую гостиную. Мебель и декор в ней легкие, слегка вычурные, типично женские. Поэтому можно предположить, что это помещение некогда использовалось в качестве будуара.

Весьма изящен и мебельный гарнитур, состоящий из дивана, кресел и стульев. Его деревянные части, выкрашенные в нежно-зеленый цвет, представляют собой деликатно выполненные изумительные гирлянды завитушек, а формы слегка закруглены.

Центральную роль в оформлении большой гостиной, без сомнения, играет роскошное зеркало с консолью. Золоченое дерево, богато декорированное парными букетиками роз и бутонов, с первого взгляда подтверждает принадлежность к стилю рококо. А бордовая мраморная доска намекает на поздний его период. В большой гостиной господина Ассакера два гарнитура мягкой мебели.
Обитый желтоватой тканью - современный, а тот, что с благородной резьбой, вполне можно отнести к эпохе Людовика XVI.

В особняке на Садовой-Самотечной камин соорудили во второй малой гостиной и она стала именоваться каминной комнатой. В тон обрамлению из розового мрамора камин изначально был выложен такой же плиткой. К сожалению, от нее мало что сохранилось - лишь несколько фрагментов наверху. Остальные, с ярким растительным орнаментом, появились в процессе реставрации.

Последнее помещение анфилады - третья малая гостиная или телевизионная комната. В ней находятся старинный письменный стол из ореха, бюро на длинных изогнутых ножках, современная музыкальная и телевизионная техника и изумительный витраж, обращенный на лестницу.

Полуторавековые стены дома на Садово-Самотечной помнят своих владельцев, знаменитых и совсем неизвестных. Но, пожалуй, такого заботливого хозяина как Бутрос Ассакер у особняка еще не было.


Текст: Татьяна Константинова  Фото: Михаил Степанов 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100