Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  N3 (4) 1995  /  офис  /  


Архитекторы:
Алексей Розенберг,
Эдуард Забуга
Архитектурная графика: Михаил Филиппов

Общая площадь 298 м2





















Индустриальное ретро

версия для печати
Организация, которая не хочет никакого стандарта. даже "евро"

Журнал: N3 (4) 1995 / офис

"Офис" - слово хотя и иностранное, но всеми мгновенно усвоенное. Скажут: "офис" - и тут же представляешь себе светлые, спокойные помещения, мягкий ковровый пол, кожаные кресла, жалюзи... Одним словом, евростандарт

Вот здание, судьба которого - подлинная история Москвы двадцатого столетия. Незадолго до октября семнадцатого возведенное под контору, в первоначальном виде дожило оно до сороковых годов. Во время войны здесь - цех сборки пулеметов. Потом снова конторы, конторы... Наконец, начало девяностых. Заводское КБ. Длинный коридор, тесные и грязные комнатки, вечно засоренные раковины. Этаж за этажом отходит к коммерческим структурам, насаждающим здесь свой "евростандарт". Но вот на третьем этаже поселяется организация, которая не хочет никакого стандарта, даже "евро"...

Город на этаже

В офис ведет наружная лестница -железная, кованая, вроде пожарной. Правда, отгороженная от внешнего мира стеклянными стенами - чтобы, значит, не дуло. Поднимаешься, открываешь дверь. В предбаннике - массивная деревянная скамейка. Напротив - охранник, перед которым вместо стойки торчит окончание здоровенного рельса, торчащего прямо из кладки.

Ремонт у них, что ли? Некрашенные, заляпанные цементом стены. Оконные рамы в пятнах и потеках. Длинный коридор, где по левую руку - окна, по правую - такие же, как на улице, железные лестницы. И только один звук нарушает общее впечатление: изысканная трель суперсовременного телефона. Не ремонт у них. Ох, не ремонт! Наверное, поселились в старом, дореволюционном помещении, а денег на отделку не хватило...
"Вам какой отдел? Третий? Пожалуйста, третья лестница." Отправляешься, куда велит секретарь, сидящий за одной из кирпичных стенок, как в кармане. Под ногами - плитка, кирпичного же цвета. Черная труба торчит из пола. Оказывается, это светильник. А вон и второй, и третий...

Отдел отгорожен от двух других низкими кирпичными перегородками. Поверх стенки можно заглянуть и в соседний отдел, и выглянуть в коридор, откуда только что поднялся.
Мебель - вот что действительно производит впечатление. Легкие, неправильной формы столы с золотистыми столешницами позволяют моментально менять обстановку: захотел отодвинулся от всех, захотел - воссоединился. Стена, обращенная к коридору, устроена, оказывается, как прилавок; выдвижные тумбочки, коробки, личные вещи служащих - все разместилось в ней. Вдруг откуда-то возник компьютер - а ведь его только что не было.

На заднем плане очередного секретарского "кармана" неожиданно возникает... газон! Словно оказываешься на городской улице - улице, вывернутой наизнанку. Офис-город. Здесь есть шумные проспекты и тихие переулки, тупички, закоулки и даже зеленые насаждения. Постепенно начинаешь ориентироваться в нем, постигать его рациональность и самодостаточность.

"Рояль в кустах"

"Евростандарт со знаком минус" - так определил архитектор Эдуард Забуга основной принцип своей работы. Например: офисное помещение непременно начиняется новейшей электроникой. Но если "евростандарт" электронику подчеркивает, возводит в культ, то в данном случае с ней общаются запросто, как с необходимым для работы инструментарием. Оргтехника не определяет стиль, идею, архитектуру помещения, а сама подчиняется им. Скрыты от глаз кондиционеры и компьютеры. Техническое оснащение убрано с первого плана: вместо множества электро-, радио- и телефонных розеток сделано несколько небольших люков в полу, за которыми и спрятаны все коммуникации. Даже под зеленой лужайкой прячется кладовка-погреб.
Дуэт Алексей Розенберг - Эдуард Забуга работает с натуральными материалами, стремясь использовать их потенциал и подчеркнуть качество (только что трава на лужайке искусственная). "Кирпич должен быть кирпичным, стекло - стеклянным, - сказали мне. - Обратите внимание, как смотрится натуральная кирпичная кладка. Тяжелый бетон. Чугунная колонна." Оказалось, архитекторы считают для себя высшей похвалой, если случайный посетитель принимает сделанное ими за натуральную старину. Но скольких эта "старина" стоит усилий! Оконные рамы, например, красились в три слоя, и каждый слой шкурили, чтобы получился неровный цвет, "затеки". Зато держаться такая краска будет долго.
Дабы создать впечатление подлинности, требуется как собственно подлинное: стены и конструкции начала века, бетон, дерево, кирпич, металл, - так и высококачественная современная продукция лучших фирм-производителей отделочных материалов, мебели, оборудования. Рабочие столы неправильной формы изготовлены на заказ престижной финской фирмой. "В Москве еще нет такой мебели," - сообщили мне. Напольная плитка в коридоре и на подиуме - английская. И так далее.

Да будет свет!

...Темно. Зажжены лишь три дежурных светильника - те самые старые трубы, торчащие из пола. Трубы не просто "торчат" - они нужны для того, чтобы "рисовать световые круги и держать лестницы", как выразился один из архитекторов. Кажущиеся недоделки на самом деле - части единого архитектурного замысла.
Освещение всегда играет немалую роль в формировании облика интерьера. Здесь же манипулирование светом дает властелину этого офиса-города возможность управлять умами, вниманием, ландшафтом, временем суток, погодой... Невольно закрадывается мысль: а так ли уж плохо, что это возможно только на "отдельно взятом этаже"...

Европа - плюс!

Несмотря на заявленный отказ от евростандарта, первыми признали достоинства этого офиса англичане. На Западе подобная стилистика развивается многими - тщательно, углубленно; впрочем, говорить здесь о едином стиле, пожалуй, рискованно.

Покидая офис, приходишь к нескольким вполне прозрачным выводам. Во-первых, слава Богу, что и под нашим (а не только под лондонским или парижским) небом стали рождаться - в жизни, а не на бумаге - новые, нестандартные архитектурные объекты.
Во-вторых, становится очевидно, что такой офис не для каждой организации. Поселите здесь банк - вряд ли его клиенты будут чувствовать себя уютно! Где важно подчеркнуть стабильность, традиционность - и форма желательна привычная. А вот представительство политической партии или творческого союза может быть и таким, и другим, и третьим. И двадцать третьим.

И, наконец, в-третьих. Для опрятной Бельгии или Дании такой офис - экзотика, произведение искусства. При цивилизованном, отстраненном подходе это - архитектурная стилистика, которой можно наслаждаться. Надо и нам научиться видеть в этом эстетическую ценность, а не передергивать зябко плечами при воспоминании о родимой недостройке и собственном коммунальном быте.


ДРУГИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Текст: Анна Гедымин  Фото: Зинон Разутдинов 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100