Rambler's Top100
SALON-interior - Частный интерьер России
SALON, теперь и электронный!
Электронная версия журнала SALON-interior доступна в продаже
— АКТУАЛЬНО —
Мир искусства
ЖУРНАЛ НОВОСТИ АРХИТЕКТОРЫ ИНТЕРЬЕРЫ ЛАНДШАФТ И ФЛОРА ВЫСТАВКИ СПРАВОЧНИКИ АКЦИИ
Архив журнала | Общие сведения | Рубрики | SALON De Luxe | SALON in English | График выхода | Реклама | Аудитория | Распространение | Контакты | Книги
Журнал   /  N1 (17) 1998  /  дом  /  


Архитектор:
Дмитрий Подъяпольский






















Дом-усадьба

версия для печати
Назад в будущее

Журнал: N1 (17) 1998 / дом

И настанет время, когда в загородных поселках состоятельные люди перестанут громоздить забор на забор, состязаясь в "крутизне".
И придет пора, когда они начнут приобретать земельные участки по нескольку гектаров.
И наступит следующий этап отечественного загородного строительства.
И "шестисотая" толчея Николиной горы сменится тихим очарованием роскошных поместий...

...Зашелестят листвой парки и сады, вырастут в них беседки с красивыми видами на дом и излучину реки. Картофельные поля обернутся упругими площадками для гольфа, а под колесами машины, подъезжающей к дому, приглушенно зашебуршится гравий...

Обширность частных владений сделает неактуальной типовую помпезность архитектуры. Внешний облик "новых русских усадеб" станет более сдержанным и неизбежно - более качественным.
Он потребует от авторов проектов решений, гармонично вписывающих дом в окружающее его природное великолепие. Кроме участия архитектора и декоратора для создания загородного "гнездышка" потребуются усилия ландшафтных архитекторов и дендрологов, а в ряды обслуживающего персонала логично вольются садовники и егеря.

Описываемый нами дом - это предвестник такого аристократически-комплексного подхода. Размеры участка, в границах которого был реализован проект, довольно скромны. Кроме всего прочего эти сотки качественно отличаются от своих стандартных "новых" собратьев. Дело в том, что участок был приобретен в деревне. На его территории растут высоченные старинные дубы и находится огромный яблоневый сад. По словам архитектора, это место проникнуто каким-то особенным, домашним настроением. "Оно будто наполнено флюидами тихого обаяния, спокойствия и уюта, и их-то мне и хотелось сохранить".

Пожелания к будущему жилью, сформулированные заказчиком, не противоречили, а скорее наоборот, вторили впечатлению архитектора.

Вот их перечень.

Во-первых, хотелось заполучить спокойное, удобное и уютное жилье, способное обеспечить беспроблемное существование круглый год.

Во-вторых, дом, по мысли хозяина, должен был нести и некую парадность трактовки в отдельных своих частях, осуществляя тем самым представительскую функцию.

В-третьих, в вопросах стилистики интерьера заказчик больше склонялся к традиции, чем к современности. Присутствие последней предполагалось ограничить всевозможными высокотехнологичными инженерными и бытовыми системами, а также аппаратурой класса Hi-Fi.

Плюс к этому - будущее жилище надлежало сотворить из натуральных, экологически чистых материалов.

Что же предусматривал проект?

Как уже говорилось выше, спокойное окружение и тихая умиротворенная атмосфера участка показались архитектору замечательными качествами, которые во что бы то ни стало хотелось сохранить.
Сопоставив сей факт с пожеланиями владельца, он подготовил проект, исходя из традиционных принципов организации жилой среды, имеющих свои исторические истоки в русских усадьбах и английских коттеджах. И если прямые цитаты в проекте отсутствуют, то присутствуют "традиционные" приемы в очень тактичной авторской интерпретации. Это касается всего - от ландшафтных решений участка до самого дома.

Строительство началось в 1994 году и было достаточно долгим из-за частой смены подрядчиков. Но затяжной процесс имеет и положительную сторону: архитектору удалось очень подробно проработать проект, вплоть до мельчайших элементов интерьера. От популярных ныне рецептов формирования всей обстановки с помощью вещей, приобретенных в магазинах, было решено отказаться в пользу индивидуальности и "теплой" рукотворности. На заказ по эскизам архитектора выполнялись многие узловые элементы и составляющие интерьера, как-то: лестница, камин, бар в гостиной, альфрейная роспись ("под мрамор") в бильярдной и кабинете. Для паркетных полов был сделан отдельный план раскладки.
Все решения, предлагаемые архитектором, детально обсуждались. Вдобавок заказчик, обладающий тонким чувством цвета, многие акценты- предметы подобрал и расставил по мес-там собственноручно. Неожиданным оказался осуществленный хозяином выбор картин, который опрокинул все планы по "правильному" внедрению живописи в традиционную обстановку. Вместо благостных пейзажей и семейных портретов стены второго этажа неожиданно украсили экспрессионистские полотна. Эти картины так же органично вписываются в интерьер, как хрестоматийные черти - в тихий омут... Автор проекта расценивает случившееся как акт творческого самораскрытия индивидуальности заказчика.

Однако вернемся к участку.

В первую очередь сюда были приглашены специалисты-дендрологи, которые занялись уже имеющимися деревьями - очистили дубы-ветераны от гнили и запломбировали их, обрезали сухие ветки на яблонях и т.д. Тем самым на участке были сохранены старые элементы ландшафта, а затем к ним, в соответствии с планом, добавили новые.
В конечном счете получился целостный ансамбль.

Его традиционность определяется прежде всего постановкой здания в глубине участка. Неизбежная примета века - гараж - находится слева от ворот, и первое, что бросается в глаза гостям, оставившим в нем машину, - двухэтажный деревянный дом в недалекой перспективе. Дом расположен прямо перед зрителем и отделен от ворот расчищенным регулярным пространством партера-лужайки. Это придает общей композиции торжественный и в то же время очень уютный, "усадебный" вид. Вас как бы встречают с распростертыми объятиями.

К основному зданию можно пройти по центральной дорожке. Сейчас, правда, ее нет, но она непременно появится после постройки бассейна и теннисного корта "на задах" участка, когда будут убраны бетонные плиты временных дорог. Слева, непосредственно у дома, - микрозона альпийской горки с прудом. Через него, кстати, планируется перекинуть декоративный мостик. Справа, у забора, покоятся три специально подобранных валуна. Они зрительно уравновешивают композицию парадной лужайки.
Зато крыльцо у дома сбоку, хотя по всем канонам вход в классическую усадьбу должен располагаться в центре фасада. Однако архитектор постарался уйти от прямого цитирования, и в этом есть своя логика. Архитектурная вольность, сочетающая парадную трактовку фасада с внутренней функциональностью здания, обусловлена и ограниченным пятном застройки. Впрочем, крыльцо, расположенное сбоку, совсем не нарушает естественности первого, "представительского", впечатления.

Следуя принципам традиционной ландшафтной архитектуры с ее четким делением пространства на зоны различного характера, яблоневый сад отделили от лужайки партера живой изгородью. Еще сильнее подчеркивая декоративность альпийской горки, слева от нее вырастет беседка-трельяж. В ее "обязанности" также войдет разграничение яблоневого сада и площадки для семейного отдыха, расположенной рядом с будущим бассейном.

Помимо принципа симметрии в проекте отдана дань и другому основополагающему принципу классики - пропорции.

Если рассматривать высоту дома применительно к ландшафту, можно сказать, что двух этажей здесь вполне достаточно.
Здание не рвет ткань пространственных взаимосвязей своего природного окружения, а становится его частью.

С точки зрения психологии два этажа - нормальная "загородная" высота, дающая человеку возможность успокоиться, расслабиться и забыть уходящие за пределы сознания вертикали продымленного мегаполиса.

Анализируя пропорции самого здания, понимаешь, что здесь произошли определенные накладки. Началось строительство дома с классически простой и симметричной центральной части. Потом, в связи с расширением строения, архитектору пришлось обыгрывать его асимметричность. Это удалось сделать - застекленная веранда зимнего сада зрительно "расстыковывается" с центральным фрагментом фасада, не нарушая его баланс относительно "парадной" входной оси.

Отделка дома очень лаконична: цоколь - гранитный, все остальное - дерево. Для усиления зрительного ощущения "приземистости" здание обшито досками, идущими в горизонтальном направлении.

По современным "загородным" меркам дом невелик.
В отношении его интерьерной "начинки" для архитектора было важно, с одной стороны, рационально использовать внутренние объемы, а с другой - выдержать единство заданного стиля. Поэтому в здании, как и на участке, прежде всего осуществлено четкое зонирование.

Нижний этаж по функции - представительский. Тут находятся прихожая, гостиная, кабинет хозяина, столовая, кухня, зимний сад.

Из прихожей сразу попадаешь в общее пространство гостиной, состоящее из двух неравных частей - зоны отдыха и транзитной зоны у лестницы. Каждую из них "обслуживает" своя люстра, снабженная реостатным выключателем, благодаря которому можно менять степень освещенности гостиной. Зонирование же осуществлено с помощью колонн, поставленных у стен напротив друг друга. Конструктивной нагрузки они не несут, зато несут нагрузку символическую - колонны намекают на "внутреннее родство" дома и классической усадьбы, где подобный прием разделения на зоны применялся довольно часто.

Для обогащения пространственных характеристик гостиной был использован прием кессонирования потолка.
Ритм задают открытые балки, придающие ему дополнительную глубину. Результат - гостиная приобрела некую камерность. Здесь уютно. Можно даже сказать - укромно. Помимо чувства защищенности, возникающего благодаря относительно низкому рельефному потолку, выявленные балки работают и как самостоятельный архитектурный элемент.

Например, в транзитной зоне гостиной они вместе с линией лестничного ограждения задают направление движения в сторону кухни и бильярдной, находящейся в подвале. Непосредственно же в зоне отдыха "бегущие" в одном направлении балки настойчиво смещают фокус внимания человека, сидящего в кресле или на диване. Его взгляд постоянно соскальзывает с потолка на стену, и высота помещения становится для глаза менее актуальной.

Балки задают пространству гостиной свой ритм, который находит подтверждение и на стенах, в раскладке тканевых обоев. Так архитектура поддерживается декораторским приемом. Использование ткани в качестве обивки неизбежно влечет за собой членение плоскости стены, поскольку полотно имеет определенные физические границы.
Именно поэтому "свободолюбивые" современные направления дизайна избегают такого вида отделки. В данном же случае ткань, позволяющая представить стену в виде упорядоченного множества прямоугольников, смотрится вполне логично. Традиционен и дубовый пристенный пояс, перекликающийся с наборным паркетом из африканских пород дерева.

К числу дополнительных декораторских приемов, влияющих на восприятие размеров помещения, можно также отнести низкие диваны и кресла. Они смотрятся пропорционально и не загромождают собой гостиную. Что касается камина и бара, то их формы - выраженно архитектурны. Объясняется это просто: на некотором этапе архитектурное проектирование перешло в проектирование мебели, приспособленной конкретно под данное помещение. Мраморный камин, например, напоминает классический портал храма.

Дом принципиально сделан из экологически чистого дерева. И хотя его присутствие ощущается везде, в гостиной оно подчеркивается: здесь доминируют теплые "древесные" оттенки желтого и коричневого.
Это касается как самого помещения, так и мебели - столика, стойки бара, шкафчика под компакт-диски. Диваны же и кресла - спокойного светло-зеленого цвета, подобранного самим хозяином. Надо сказать - довольно удачно.

Рядом с камином находится дверь в традиционный "дубовый" кабинет, целиком выполненный российскими мастерами. Это крохотное помещение напоминает шкатулку. Парадный портрет хозяина на стене, диван... "Изнанка" дымохода сделана "под камень" при помощи альфрейной росписи, пришедшей когда-то в русские усадьбы из Италии.

Пройдем в столовую. Кроме дверного проема ее отделяет от гостиной полоса паркета из более темной древесины. Визуально увеличивают высоту помещения лишь прямые спинки райтовских стульев.

Как и следовало ожидать, столовая решена в патриархальном духе. Практически все пространство занимает массивный обеденный стол. Стулья чинно выстроились по обеим его сторонам. Во главе стола - стул-хозяин. Справа и слева замерли два стеклянных шкафа с посудой из цветного стекла.
Над шкафами - пара настенных светильников. Деревянные панели, раскладка тканевой обивки, картина. Коричнево-желто-зеленая цветовая гамма. Центр же этого ком-натного мироздания - люстра. Ее тор-жественный свет психологически объединяет всех сидящих за столом и ставит последнюю, светящуюся точку в маленькой поэме спокойствия и упорядоченности...

Из столовой можно пройти в зимний сад, располагающийся в пристройке. Белый цвет, зелень растений, плетеная мебель... В большие окна стучатся ветки яблонь.

По сделанной на заказ лестнице спускаемся из гостиной в бильярдную. Изначально перед архитектором стояла непростая задача: нужно было обыграть помещение небольшой высоты практически без дневного света. Выйти из положения удалось с помощью большого количества настенных светильников. Их алебастровые абажуры формируют потоки направленного вверх "теплого" света. В итоге потолок зрительно приподнимается. Кроме того, бильярдная снабжена окошками на улицу. При этом противоположная стена - бледно-серая, чтобы солнечные лучи не поглощались, а максимально отражались внутрь.
Стены же с искусственным освещением, в русле общей стилистики дома, отделаны деревянными панелями.

Центр помещения по праву занимает бильярд. Над его зеленым сукном "зависают" три конических зеленоватых абажура. Плавный изгиб лестницы привносит в интерьер ощущение движения, причем асимметричного. Под лестницей спрятался уголок бара. Под ногами - дубовый паркет, один шаг - и вы в уютных плетеных креслах с полосатой обивкой.

Второй этаж, как уже говорилось, жилой. Лестница дает ощущение связанности дома по вертикали. Поднимаясь по ней, попадаешь в небольшой холл. В нем оборудована мини-зона отдыха: у перил стоит пара черных кожаных кресел, черный стол, книжный шкаф. На противоположной стене - экспрессионистские картины. В обе стороны от зоны отдыха расходится коридор, который заканчивается с одной стороны домашним видеосалоном, а с другой, в пристройке, - детской комнатой. На этом же этаже находятся детские спальни, два раздельных санузла, а посередине коридора и, как выясняется, посередине дома - спальня хозяев.
Хозяевам нравится обилие света и воздуха в спальне, подаренное высоким потолком (благодаря повышенной центральной части здания) и огромными, в пол, окнами. Цветовая палитра помещения тоже "светоносна": зеленоватые тканевые обои, светло-зеленые шторы, бежевое ковровое покрытие, белоснежное покрывало кровати и обивка кресла. Над кроватью - портрет собаки в жемчужно-серых тонах. Люстра заполняет своими "ветвями" весь объем комнаты.

Стилистическое единство дома поддерживается даже в санузле. Главным образом за счет цветовой "поясности": низ решен в серо-зеленых тонах, верх - белый. Их контраст смягчается бордюрной полосой серого цвета, которая перекликается с фризом. Тем самым в утилитарное по своей сути помещение внесена классическая нота.

Домашний видеосалон - синий, что в общем-то понятно - фильмы лучше всего смотреть в темном помещении. Да еще сидя на уютном диване персикового цвета. А после сеанса, включив в "зале" светильники-трубочки, хорошо, отодвинув синие жалюзи, выйти подышать свежим вечерним воздухом на балкон своей усадьбы...


Текст: Василий Лифанов  Фото: Зинон Разутдинов 
ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ
Оформить подпискуЭлектронная версия
НОВОСТИ RSSЧитайте нас на TwitterЧитайте нас на FacebookЧитайте нас вКонтакте
Умный город построили в Москве
В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"
18.11.16


В новом свете
C каждым годом в коллекции венецианского бренда Barovier&Toso появляется всё больше светильников в современной стилистике. Новый пример—люстра Robin из стекла и тонированного металла
14.11.16


Утонченная натура
В новой коллекции компании Décor Slim Stone представлен натуральный камень со всех концов света, цветовая гамма которого насчитывает более сотни неповторимых оттенков
11.11.16 / Москва


Хорошая пара
Новый письменный стол из коллекции Kara итальянского бренда Natevo by Flou создан в пару к одноимённому косметическому столику
09.11.16 / Москва


все новости (5960)
прислать новость в редакцию
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ваш e-mail:
подписаться отписаться
© ЗАО «Издательский дом «Бурда» О проекте    /    Реклама на сайте    /    Наши ресурсы    /    Контакты    /    Авторские права    /    Экспорт новостей (RSS)
Rambler's Top100